И что парадоксально, ни один журналист, добавляя собственные краски к релизу прокуратуры, не обратился за комментариями к самому «виновнику торжества».
В эпоху развитого социализма на пике популярности была песня Владимира Высоцкого, в которой звучали такие слова: «И, словно мухи, тут и там бродят слухи по умам, а беззубые старухи их разносят по умам…». Времена изменились, и сейчас зачастую СМИ выступают в роли пресловутых старух. Нередко местные акулы пера, озабоченные рейтингом своего издания, перегибают палку, не задумываясь о той цепной реакции, которую вызовет та или иная новость. Перепечатываемая друг у друга краткая и конкретная информация прокуратуры вдруг начинает обрастать самыми невероятными обвинениями — от отмывания денег до финансирования терроризма.
Помилуйте, дорогие коллеги! А задуматься о здравом смысле ни разу не приходило в голову? Вчитайтесь в один из заголовков: «Омского ювелира оштрафовали за несоблюдение закона об отмывании денег». У нас что, уже принят закон, прописывающий, как их «отмывать»?
А ведь информация прокуратуры звучала вполне конкретно: «Прокуратура города Омска с привлечением специалистов Западно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты при Министерстве финансов России провела проверку работы ООО «ПКФ «Омский ювелир» и ООО « ТД «Омский ювелир», на основании которой было возбуждено дело об АДМИНИСТРАТИВНЫХ правонарушениях по ст. 15.27 КоАП РФ. Постановлениями МРУ Росфинмониторинга по СФО организации и их руководитель были оштрафованы».
А вот теперь самое интересное. Заглянуть на сайт МРУ Росфинмониторинга и посмотреть данные пресс-службы о проведенных по всей России проверках за первое полугодие 2010 года (из 496 проверок в 420 выявлены нарушения), никто не додумался, зато вынести на первые строчки название ст. 15.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) всем показалось круто.
С просьбой объяснить, за что именно было оштрафовано предприятие (ну, не за финансирование же террористов в самом деле!), мы обратились к директору ООО «ПКФ «Омский ювелир» и ООО «ТД «Омский ювелир» Александру СТРЕЛЬНИКОВУ.
Александр Николаевич, как получилось, что за 15 лет безупречной работы на ювелирном рынке вам вдруг инкриминируют чуть ли не отмывание денег? Проясните ситуацию.
В конце прошлого 2009 года наше предприятие было реорганизовано: мы ликвидировали свою производственную базу и открыли сеть гипермаркетов «Ювелирный Союз», в ассортименте которой продукция сорока лучших ювелирных заводов России. По существующему порядку, осуществляя торговлю через сеть салонов, мы обязаны предоставлять в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по СФО не только все данные по совершенным операциям, подлежащим обязательному контролю, но и сведения в части идентификации клиентов и выгодоприобретателей. За непредоставление требуемых документов нас и привлекли к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).
Вы пропустили сроки предоставления сведений?
— Нет, здесь причина в другом. Мы сменили место аренды офисных помещений, и для переезда нам пришлось привлекать посторонних людей. Доставка документов и оборудования проводилась в несколько этапов. В результате несколько коробок с документацией было утеряно, в том числе с квитанциями, подтверждающими почтовую отправку сообщений с отчетом по совершенным операциям. Так что, по большому счету, наказали нас правомерно. Естественно, что больше такое не повторится: с 1 апреля у нас, благодаря компьютерной программе, работает специальная система учета — все сделки фиксируются, а сведения автоматически отправляются в надлежащие органы. Помимо этого, нами разработаны и утверждены соответствующими инстанциями Правила внутреннего контроля, в основу которых заложены 12 нормативных документов — от федерального закона до приказов Федеральной службы по финансовому мониторингу. Мы сделали все для того, чтобы подобных эксцессов больше не повторилось .