МАМОНТЫ ВЕЛИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

МАМОНТЫ ВЕЛИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

У мамонтов, живших на территории Сибири до появления здесь человека, врагов в природе не было. Их охраняла данная от рождения мощь

Семейные ценности в Прииртышье появились намного раньше человека.
Болезни сильнее хищников

Мало какой зверь, даже саблезубый тигр, наводящий на округу ужас, имел столько храбрости, чтобы наброситься на волосатого гиганта. Но ни у кого в жизни нет абсолютного счастья, у мамонтов его тоже не было. Не имея врагов среди хищников, мамонты все же, как и все живые существа, становились жертвами. Болезней. Нередко, если судить по костным останкам, хоботные получали серьезные травмы, вплоть до переломов. В музеях Омской области имеются просто уникальные с точки зрения палеонтологии препараты. Например, сросшийся перелом костей передней ноги.
Да, — говорит омский биолог Алексей Бондарев, — мамонты действительно часто страдали от травм. Уязвимыми их делало то же, что делало мощными: вес.

26-летний Алексей Бондарев практически единственный в нашей области палеонтолог. Есть еще несколько ученых, которые в силу различных обстоятельств занимаются систематикой и определением останков древних животных, но подобный интерес, как правило, лишь одна из сторон их научной деятельности. Алексей же полностью погружен в палеонтологию. Тема его исследований -древние быки, обитавшие на территории Омского Прииртышья. Это бизоны и туры, жившие от ста до десяти тысяч лет назад. Эпоха Ледникового периода. Наша зона в те далекие годы представляла что-то промежуточное между тундрой и степью. Холодное лето, малоснежные зимы и твердая, а вовсе не болотистая, как мы ли и отступали, вместе с ними на юг или север мигрировали бизоны, мамонты, саблезубые тигры, пещерные медведи и львы.

Поскольку, как уже было сказано, Алексей единственный в регионе профессиональный палеонтолог, то редкая вновь найденная древняя кость минует его. Но он интересуется не только свежими находками. Алексей обработал коллекции во всех районных музеях области. Массу времени потратил, зато накопил много данных. В том числе и по болезням доисторических животных. Большой сравнительный материал позволил Бондареву опубликовать несколько статей, посвященных малоизученной теме заболеваемости мамонтов и бизонов.
Мамонты хворали часто

Уже говорилось, что кости мамонтов часто несут следы перенесенных травм. Но не только их. Мамонтам были свойственны искривление позвоночника, алиментарная дистрофия, злокачественные заболевания. Например, палеонтологической знаменитостью является зуб мамонта, который находится в анатомическом музее Омского ветеринарного института. Вместе с зубом животного за тысячи лет нахождения в земле минеральными солями пропиталась и саркома, разрушавшая тот зуб и истощавшая животное.

Среди следов патологий древних бизонов, зафиксированных на костных препаратах, наиболее интересным, пожалуй, является след, отмеченный на черепе древнего самца. Автор этого материала даже считал тот череп неопровержимым свидетельством палеоконтакта. То есть подтверждением факта, что нашу Землю в древности посещали инопланетяне. Судите сами: что еще можно подумать, когда почти посредине лба видишь круглую дырку с оплавленными краями. Единственное, что ты можешь предположить — это результат действия лазера.

Выводы Алексея менее фантастичны. Дело в том, что лобная часть черепа состоит из двух стенок, покрытых слизистой оболочкой изнутри. Но пространство между лобными стенками, так называемые лобные пазухи, не закрыто герметично, а связано с полостью носа. Через носовые отверстия в лобные пазухи проникали личинки оводов. Вырастая, личинки некоторых видов, чтобы прорваться наружу, с помощью особых ферментов расплавляли наружную стенку лобной кости. И никакого лазера не надо.

Когда были проведены широкие исследования, вдруг выяснилось, что хотя бизоны тоже от разных недугов страдали, но мамонты болели чаще их и тяжелее. Так как их костей со следами перенесенных патологий обнаружено намного больше. В этом есть своя загадка. Бизоны хоть и были несколько меньше, чем мамонты, однако жили в ту же эпоху, питались примерно теми же растениями и так же хорошо были адаптированы к суровому климату древней Сибири. И для хищников они были неуязвимы почти столь же, как мамонты. Если мамонты обладали бивнями, то у бизонов, достигавших до двух тонн весом, имелись огромные рога. Но почему же среди останков древних мамонтов костей с признаками перенесенных болезней много, а среди останков бизонов таких же следов мало? Сам собой напрашивается вывод, что бизоны почти поголовно имели счастливую судьбу — они весь свой век жили здоровыми и красивыми, а потом, когда приходила пора, внезапно и быстро умирали.

Социальные животные

Алексей Бондарев говорит: — Мамонты — социальные животные. Они жили группами. Поэтому мамонт, который, к примеру, ломал ногу, имел возможность находиться под защитой стада, пока не срастались кости. Рано или поздно он, правда, все равно умирал. Его скелет находил и описывал палеонтолог. Бизоны же, особенно самцы, — одиночки по природе своей. Поэтому заболевшее или пострадавшее от тяжелой травмы животное тут же становилось добычей хищников. Кстати, у древних хищников, живших семьями или стаями, костей со следами перенесенных травм тоже много. Потому что, когда звери уходили «на больничный», родственники их подкармливали.

Слушаю Алексея, и мне кажется, что в его словах содержится урок не только для мамонтов или бизонов, но и для нас. людей, тоже. Таким образом получается, что палеонтология, где делаются подобные открытия, не отдаленная от действительности, а очень даже значимая для понимания человеческого счастья наука.