ПЕРЕДАМ ВЗЯТКУ В НАДЕЖНЫЕ РУКИ. НЕДОРОГО

ПЕРЕДАМ ВЗЯТКУ В НАДЕЖНЫЕ РУКИ. НЕДОРОГО

Друзья высокопоставленных милицейских чиновников вымогали у предпринимателей деньги за закрытие уголовного дела

В начале нынешнего года в Куйбышееском районном суде начался скандальный процесс. На скамье подсудимых оказались коммерческий директор ООО «Альтаир плюс» Вадим Хараборцев и его зять Игорь Рудяшко. Им повезло с друзьями. Вадим Хараборцев хорошо знаком с бывшим руководителем Управления по налоговым преступлениям УВД Омской области, а ныне — новым замом главного омского милиционера Ринатом Нургалиевым. По словам Хараборцева, Нургалиев со студенческих лет дружен с его сыном Артёмом, который сейчас трудится опером в Москве. Начальник одного из отделов управления, Владимир Сухоносов, приходится крёстным отцом внуку Вадима Хараборцева. Сын Артём вместе с Сухоносовым когда-то начинал карьеру в Марьяновском ОБЭПе. До суда родственников довело заявление Сергея Селиванова, человека тоже интересного. В прошлом Селиванов предприниматель, в последнее время примкнул к рядам омской оппозиции. Известность получил после того, как на одном из интернет-сайтов появилось его скандальное интервью с человеком, чей голос похож на голос ближайшего соратника Камерцеля Виктора Коваленко. Собеседник, видимо не зная, что его записывают, нецензурно ругал губернатора…

Ещё несколько лет назад Сергей Селиванов активно занимался бизнесом, иногда вёл совместные проекты с семейным тандемом Хараборцев Справка: — Рудяшко и был с ними дружен. От своих приятелей он знал, что через связи в управлении по налоговым преступлениям они якобы помогают предпринимателям прекращать проверки и закрывать уголовные дела. Прошлым летом проблемы с ведомством Нургалиева возникли у него самого — у Селиванова прошли обыски, милиционеры изъяли ноутбук с важной информацией. За помощью взволнованный предприниматель обратился к своим друзьям. Хараборцев и Рудяшко пообещали сделать так, чтобы уголовное преследование Селиванова прекратили. В качестве аванса родственники запросили с друга триста тысяч рублей — такую цену им якобы назвали знакомые милиционеры, самим посредникам полагался лишь малый процент. Окончательный размер взятки должны были определить после первоначального взноса. Все переговоры осторожный Селиванов решил тайком записывать на диктофон. В результате в деле появились такие материалы, что, если им верить, управление по налоговым преступлениям по уши погрязло в коррупции.

Хараборцев: «Я общаюсь с тремя людьми. С одним — там тарифы непомерные, это уже когда совсем тяжело. И с двумя начальниками отделов. Если у меня пробуксовки какие-то бывают, звоню в Москву. Он им звонит: ну что, хотите опять в Марьяновку поехать? Не будете бате помогать — поедете в Марьяновку работать. Ну шуткой так, они же ходили в один горшок».

Как заверяли посредники, в принципе, вопрос можно решить и у «самого», и в следственном комитете, и даже в суде, но чем дальше идёшь, тем больше платишь. По словам Хараборцева и Рудяшко, избежать уголовной ответственности они уже помогли нескольким предпринимателям, которые сейчас по-прежнему ведут свой не совсем чистый бизнес.

Поверив в могущество своих знакомых, Сергей Селиванов передал Хараборцеву триста тысяч рублей. Через некоторое время ему сообщили окончательный размер взятки — два миллиона двести тысяч.

Это же не решает кто-то один. У них же там общак, я тебе говорил. Они ребята все нормальные, все работать хотят, — объясняли Селиванову. — Им не нужен такой рейтинг, что они бабло взяли и не помогли. Тут город такой, через три дня все будут знать, и они сядут на свою зарплату в 16-17 тысяч рублей.

Деньги разрешили отдать частями, но сильно не затягивать: иначе проблемы могли начаться у родственников. Селиванов предпочёл написать заявление в милицию. В августе прошлого года Игоря Рудяшко взяли с поличным при получении двухсот тысяч меченых денег. На посредников завели уголовное дело, Владимира Сухоносова вызвали на допрос. Как оказалось, именно его отдел проводил проверку Селиванова.

-Наше общение является как личным, так и профессиональным, так как Хараборцев давно занимается бизнесом, имеет круг знакомых в коммерческих структурах, — рассказал Владимир Сухоносов. -В беседах я иногда упоминал фамилии лиц и названия фирм, в отношении которых ведутся проверки. Делалось это с целью получения от Хараборцева оперативной информации.

По словам Сухоносова, именно его осведомитель «слил» милиционерам все данные о деятельности Селиванова. В свою очередь милиционер рассказал приятелю о том, что Селиванова проверяет его отдел.

Из разговора с Хараборцевым я понял, что Селиванов не хочет привлечения к уголовной ответственности, однако Хараборцев ни с какими просьбами ко мне не обращался, — заверил сотрудник управления.

В итоге следствие пришло к выводу, что, вымогая деньги, Хараборцев и Рудяшко попросту обманывали Селиванова, а сотрудники милиции на самом деле никаких взяток не брали. На коррупционную интригу не пролил свет и судебный процесс. Сами подсудимые так и не признались, кому предназначались деньги. Молчали и их высокопоставленные друзья. Все вызванные в суд сотрудники управления по налоговым преступлениям стояли на одном — никакой служебной информации о предпринимателе они не рассказывали, разговоров о прекращении уголовного преследования не вели. Откуда знакомым милиционеров стали известны некоторые сделки Селиванова и статья, по которой на него завели уголовное дело, так и осталось тайной.

На прошлой неделе скандальное судебное разбирательство было закончено. Лжепосредников признали виновными в покушении на мошенничество в особо крупном размере и приговорили к пяти годам лишения свободы. Приговор, скорее всего, будет обжалован — семейный тандем категорически отрицает свою причастность к мошенничеству и подлинность скандальных аудиозаписей. Деньги, с которыми задержали Игоря Рудяшко, последний якобы просто попросил у Селиванова в долг. По версии обвиняемых и нескольких свидетелей защиты, Сергей Селиванов занимался теневым бизнесом, а всю эту коррупционную историю выдумал.

Сейчас Селиванов подозревается в незаконной банковской деятельности. По мнению предпринимателя, это месть замешанных в скандальной истории силовиков. — У меня провели повторный обыск, в результате которого снова изъяли ноутбук. После этого в You Tube появилась запись государственного значения, — заявил на последнем судебном заседании Селиванов. — Это сделали те, кто усиленно рвался к власти в УВД, чтобы окончательно подорвать авторитет Камерцеля и поссорить его с губернатором.

На суде Сергей Селиванов и его адвокаты выразили надежду, что в отношении сотрудников милиции, оставшихся за кадром, будет проведена специальная проверка…

Комментарий специалиста

Андрей Хабаров, адвокат:

— О том, что коррупция в экономических структурах УВД действительно существует, можно судить хотя бы по громким уголовным процессам последних лет. К примеру, в декабре 2008 года на пять лет за попытку получения взятки за закрытие уголовного дела против одного омского предпринимателя посадили бывшего замначальника УВД Бориса Хмел»ва. Однако высокопоставленный милиционер мог оказаться за решёткой ещё несколькими годами ранее. Посредник должен был передать взятку Хмел»ву, но был задержан в момент получения денег. В итоге до чиновника меченые купюры не дошли. Следователи пришли к выводу, что посредник — липовый, и обвинили его в мошенничестве. В прошлом году за получение взятки за прекращение милицейской проверки сели бывший начальник одного из отделов Управления по налоговым преступлениям Анатолий Бычков и его подчинённый Максим Прохоров.

СПРАВКА

Управление по налоговым преступлениям появилось в структуре МВД в 2003 году вместо упразднённой налоговой полиции. Сейчас это подразделение силовиков доживает последние месяцы. В августе Дмитрий Медведев объявил о реформе МВД и подписал указ о новой структуре ведомства. Управления по налоговым преступлениям будут упразднены в каждом УВД. Значительное сокращение штатов ждёт и управление по борьбе с экономическими преступлениям. Расследованием этих нарушений будет заниматься Следственный комитет при Прокуратуре РФ.