Вопрос о визите решился спонтанно, мы поехали, посмотрели, а на обратном пути у меня зазвонил телефон. «Здравствуйте, я губернатор Калужской области, если у вас будут какие-то вопросы, звоните, это мой личный номер. Буду рад помочь!». Вот так нужно общаться с инвесторами!
Надо ли говорить, что после этой зарисовки бизнесмен отметил, что «у нас всё не так». Когда его компания готовилась к реализации проекта в Тарском районе по строительству комбината по производству OSB-плит и нужно было решать конкретные вопросы, а не просто заявить прессе о крупным инвесторе, ловить чиновников приходилось чуть ли не сачком.
Мы выбрали участок прямо под ЛЭП — по опыту знаю, что возможность подключения к электричеству нужно предусмотреть в первую очередь. Несмотря на то что мощности хватало и возможность подключения была, вопрос застопорился — началось вымогательство денег. Денег запросили и за участок земли, который пустовал много лет. Стал выяснять вопрос с причалом. Обычно всё, что связано с водными объектами, — это довольно сложный вопрос, сопряжённый с множеством процедур. Чиновники безразлично сказали: да не волнуйся, плати за подключение, стройся, всё остальное решим. То есть я должен инвестировать крупную сумму, а потом, когда уже будет поздно, узнать, что в этом месте причал возводить нельзя?
Для серьёзных бизнесменов это уже вопрос принципа — платить взятки, а это именно взятки, хоть и в узаконенной форме, им не хочется. Выбирая площадку для нового проекта, инвестор оценивает не красивый пейзаж, а адекватность администрации.
Что касается проекта с плитами, то он так и крутится пока на стадии «заявили о намерениях», а могло бы быть крупное производство с сотнями рабочих мест и налогами в бюджет одного района на севере области.А не в Тюменский, куда эта компания, судя по подписанному в феврале соглашению с соседским губернатором, обратила свой взор.