Вооружившись мобильниками, омичи целуют бомжей, нападают на девочек и пристают к змеям. Что движет фанатами селфи, откуда взялась эта мода и чем придётся расплачиваться за популярное хобби, выяснял обозреватель «Вечернего Омска».
Аж мурашки по телу
Это селфи двадцатилетняя Ольга запомнит надолго.
Гуляли по городу, снимали друг друга на телефоны, -вспоминает она. — Когда просто так щелкать наскучило, подружки предложили устроить селфи с бомжами, а снимки выложить в интернет. Сказали, что будет прикольно.
Бездомных нашли у ближайшей помойки. Те согласились сфотографироваться в обнимку с красавицами, но потребовали с них гонорар — сто рублей. Взамен наградили девушек вшами. Так сказать, на долгую память о той незабываемой съемке.
Говорят, что эта зараза — селфи, конечно, а не вши — докатилась к нам из Америки примерно пять лет назад. По сути, такое вот хобби сродни самоудовлетворению. Впрочем, фанатики селфи никогда никому — и даже себе! — не признаются, что увлекаются этим. Они говорят, что делают автопортреты. Правда, у некоторых желание снимать самих себя приобретает крайние формы.
У человека развивается болезненная зависимость от подобного увлечения, — поясняет врач-психотерапевт, нарколог Валерий БАБИКОВ. — Если такой фанат не сможет выкладывать в интернет свои снимки, у него будет ломка. Примерно такая же, как у алкоголика, который не смог наскрести на бутылку.
Неудивительно, что в народе это пристрастие уже зовут селфи-манией, а любителей делать автопортреты — селфиманьяками.
Из грязи в князи?
Туристы, снимающие себя на фоне пирамиды Хеопса, вряд ли страдают от селфимании. Красавицы, фотографирующие свою голову анфас и в профиль, чтобы выявить и устранить имеющиеся в прическе недостатки, наверное, тоже. И для первых и для вторых автопортреты — это не самоцель. Селфиманы — иное дело. Их хлебом не корми, дай только сделать шокирующий автопортрет.
К примеру, в Казани двое спасателей устроили фотосессию на фоне горящего здания торгового центра «Адмирал». А в Бруклине произошел еще более дикий случай. Парень, решивший свести счеты с жизнью, перелез через ограждение моста и готовился прыгнуть вниз. Спасатели пытались отговорить его, а в это же время какая-то девушка делала селфи на фоне самоубийцы. Позже оно появилось в Сети с подписью: «Не прыгай, пока я не сфотографируюсь».
Грубо, цинично, но любителям подобных автопортретов зачастую не до морали и чьих-то там чувств. Главное — чтобы их заметили в интернете, а там хоть трава не расти. — Как правило, у подобных людей низкая самооценка, — считает Валерий Бабиков. — Они размещают в Сети множество снимков, чтобы получить лайки и хотя бы на время заглушить внутреннее недовольство собой.
Наверное, с этой же целью школьники выкладывают в Сеть видеозаписи избиений своих одноклассников. Одна из них, на которой мучают 14-летнюю девочку, в свое время взбудоражила Омск. Как позже выяснилось, жертве нанесли боле 40 ударов, сломали нос, она получила закрытую черепно-мозговую травму. Обвиняемой в этом преступлении ученице школы № 144 дали два года условно. Одним из доказательств против нее стало то самое видеоселфи, выложенное в Сети.
И таких вот сюжетов становится больше и больше. Дошло до того, что чрезмерное увлечение фото- и видео-селфи врачи из Американской психиатрической ассоциации приравняли к болезни. Во всяком случае, так говорят в интернете.
Экстрим на тот свет
Обсессивно-компульсивное расстройство, характеризующееся постоянным желанием фотографировать себя и выкладывать снимки в социальные сети, — так якобы называется новое психическое заболевание, информация о котором появилась в Сети. Если верить данному сообщению, то различают три стадии этой болезни.
Первая из них называется эпизодической. На данной стадии люди уже фотографируют себя не менее трех раз в день, но пока еще не выкладывают свои фотографии в интернет. Вторая -острая — характеризуется тем, что человек не только снимает себя, но и размещает эти фото в Сети. И, наконец, третья стадия — хроническая. На этой стадии владелец мобильного телефона делает селфи не менее шести раз в день, испытывая неконтролируемое желание выкладывать собственные изображения в интернет. При этом любители селфи готовы на все. Даже рискнуть собственной жизнью.
К примеру, в начале июня в больницу попали два омича, решивших увековечить свой отдых на снимке. Они отправились на рыбалку на озеро Ака-куль под Челябинском, но безобидное развлечение едва не обернулось трагедией. Заметив в траве змею, мужчины вдруг захотели с нею сфотографироваться. Змея оказалась гадюкой, и такое внимание ей не понравилось. Укусы гадюки — это не шутки, и только благодаря своевременной помощи медиков незадачливые любители селфи остались в живых.
Экстремальное селфи — это, пожалуй, одна из самых опасных разновидностей автопортрета. Сообщения о серьезных травмах и гибели селфиманов напоминают сводки с фронтов.
К примеру, 8 мая в Санкт-Петербурге разбился девятиклассник. Делая селфи, он упал с пятого этажа, сорвавшись с пожарной лестницы. Спасти подростка не удалось. А в столице попала в реанимацию девушка, которая во время селфи выстрелила себе в голову из пистолета. Еще один случай произошел в Челябинской области, где двое мужчин фотографировались с гранатой. Кончилось тем, что она взорвалась и оба погибли.
К сожалению, печальный опыт погибших и раненых не останавливает других фанатиков экстремального селфи. Наоборот, подобное увлечение в нашей стране становится все более популярным. Чтобы минимизировать количество жертв, в школах предлагают ввести уроки безопасного селфи. Точнее, с таким предложением в Минобрнауки обратился руководитель общественной организации «За безопасность» Дмитрий Курде-сов. К проведению этих факультативов он предложил привлекать психологов, профессиональных фотографов и полицейских. Основная задача подобных уроков — научить детей делать красивые снимки без риска для жизни.