СНЕСТИ НЕЛЬЗЯ ОТРЕСТАВРИРОВАТЬ

СНЕСТИ НЕЛЬЗЯ ОТРЕСТАВРИРОВАТЬ

Дому, где живёт семья Ларченко, 93 года, капремонт не делался ни разу и расселять его отказываются

НЕ ВХОДИ-УБЬЁТ!

Под тяжестью второго этажа прогнившие стены первого прогнулись вовнутрь. Через трещину в туалете видно улицу. Хозяева повесили тут табличку: «Не влезай — убьёт!» Соседка со второго этажа зимует у сына: деревянные балки лопнули, крыша угрожающе трещит под снегом. Сосед не мог выйти из комнаты — за ночь стена просела настолько, что дверь теперь ниже уровня пола. Включишь обогреватель — от проводки дым да искры. Чтобы постирать в машинке, выключают телевизор, чтобы посмотреть телевизор — вырубают холодильник. Износ — 68 процентов, дом опасен для жизни. В 2007 году постановление мэра приговорило дом к сносу. Департамент жилищной политики должен был к зиме найти людям жильё.

Когда все сроки прошли, в мэрии Ларченко сказали, что это не развалина, а выявленный в 2004 году региональный памятник, воплощающий образ Казачьей слободы. Администрация рекомендовала собственникам провести реконструкцию дома за свой счёт до ноября 2011 года. Да, обязанности по сохранению памятника несёт собственник согласно охранному обязательству, которое оформляется при покупке дома-памятника. Но когда Ларченко приватизировали дом, в мэрии даже не сказали, что он памятник!

Виктор Ларченко подал на мэрию в суд за то, что их не расселяют. По 32-й статье Жилищного кодекса администрация, признав многоквартирный дом аварийным, вправе потребовать, чтобы собственники жилья снесли или реконструировали его за свой счёт. Если те этого не сделали в данный им срок, администрация должна изъять у них все жилые помещения — чтобы в городе не было дома-угрозы для людей. По закону можно квартиры у собственников выкупить, можно предоставить другие. Кстати, выяснилось, что это не совсем памятник: в реестр памятников его ещё не внесли. Центральный районный суд пришёл к выводу, что выкупать его ответчики не собираются, и обязал предоставить Ларченко другое жильё.

Но после кассационной жалобы мэрии решение суда было отменено. Суд не вправе обязать мэрию обеспечить собственника другой квартирой. По Жилищному кодексу чиновники обязаны лишь изъять жильё, а другое предоставляется, только если на это согласны и чиновники, и собственники.

ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР-ВЫРУБАЮТ ХОЛОДИЛЬНИК

Справка

В Омске 469 аварийных и подлежащих сносу жилых домов. 109 из них администрация расселяет. Выявлено 12 аварийных и подлежащих реконструкции домов, признанных региональными памятниками. Администрация Омска предлагает убрать их из реестра памятников.

Комментарии

Елена Гончарова, исполняющая обязанности директора департамента жилищной политики администрации Омска:

Этот жилой дом не мог быть включён в программы по расселению, поскольку статус дома не позволяет его снести. Администрацией Омска направлено обращение в областное министерство культуры о возможности исключения дома из реестра объектов культурного наследия.

Олег Свиридовский, заместитель начальника управления по охране памятников истории и культуры областного министерства культуры:

Если дом не расселят, администрация Омска получит прецедент, чтобы не расселять целый пласт аварийного жилья. Собственник должен ремонтировать памятник, но, если его пора реставрировать, он вправе просить о материальной помощи из бюджета. Мы не раз предлагали мэрии провести капитальный ремонт памятников в первую очередь. А уведомить собственника о статусе дома администрация должна была ещё во время приватизации или при регистрации прав собственности.