4 июня в Омске открылся второй по счёту арт-фестиваль «Пространство множественности», организованный эпатажным фотохудожником Василием Мельниченко. Молодые свободные художники выражали себя. Кто во что горазд. Так, экспозицию составляли: наклеенные на остановочные павильоны крылья, раскрашенные в зелёный цвет и посаженные в горшки куклы в красных париках, зеркало на постаменте памятника Ленину. В каждую инсталляцию была вложена какая-то идея, впрочем, мало кому понятная.
Среди прочих арт-объект» в сквере возле драмтеатра были мы. пилены 1|>и . культуры, сделанные из мусора. Как рассказали СМИ их создательницы, молодые художницы Мария Шинкевич и Алёна Пожиленко, идея у них была такая: привлечь внимание к проблемам разрушения исторического и культурного наследия с одной стороны и замусоренности нашего города -с другой. Прототипы двух первых скульптур: памятник авиаторам, что стоял когда-то в Омске возле аэропорта местных линий, и монумент Екатерины Великой, утраченный в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны, вопросов не вызывали. Третье же произведение мусорный аналог всемирно известной статуи Иисуса в Рио-де-Жанейро — из заявленной концепции выпадало сразу же.
По мне, «мусорный Иисус», слепленный из пластиковых бутылок, был больше похож не на свой прототип, а на симбиоз Страшилы и Железного дровосека из «Волшебника Изумрудного города». Это чучело я с удовольствием поставила бы на свой огород. Можно ли усмотреть в пугале оскорбление чувств верующих?
Но, видимо, организатор фестиваля Василий Мельниченко в такой реакции был не заинтересован — лодку необходимо было раскачать. Не прошло и суток, как все три мусорные фигуры загадочным образом исчезли из парка. Как заявил Василий Мельниченко СМИ, скульптуры вывезли на помойку городские коммунальные службы, правда, сам он этого не видел. Кроме того, организатору фестиваля будто бы поступил звонок из центра по борьбе с экстремизмом УМВД — на «мусорного Иисуса» якобы нажаловалась Омская епархия. Разразился грандиозный скандал: новость о том, что в Омске «душат» свободных художников, растиражировали не только федеральные, но и западные СМИ.
Вывезти мусорные скульптуры наши ленивые коммунальщики, месяцами не убирающие мусор с городских улиц, могли только после пинка сверху. Однако, как сообщил «Вашему ОРЕОЛУ» руководитель управления дорожного хозяйства и благоустройства города Владимир Казимиров, своим подчинённым такого приказа он не отдавал. А затем в ответ на заявление Мельниченко с официальным опровержением выступила Омская епархия — оказалось, что православная церковь ни с какими жалобами на «мусорного Иисуса» не обращалась. Уличила во вранье организатора выставки и руководитель пресс-службы УМВД по Омской области Лариса Цыгал, пояснив, что никаких проверок на предмет экстремизма по данному поводу ведомство не проводит.
Так зачем Василию Мельниченко понадобился скандал? Как признался сам организатор в интервью сайту бк.55, проведение нынешнего фестиваля, как и прошлогоднего, профинансировал американский Госдеп — был выигран соответствующий грант. На мероприятие в Омск даже приезжал генконсул США в Екатеринбурге Отто Ханс Ван Маерссен. По данным бк.55, речь может идти о десяти тысячах долларов, и было бы наивно полагать, что американцы платят их за крылья на остановках и кукол в горшках. Омичи не поддались на провокацию, а значит, ситуацию нужно было смоделировать. Иначе в следующий раз денег могут и не дать.