АННА БЛИЗЕЕВА: «Я — НАИВНЫЙ ХУДОЖНИК»

АННА БЛИЗЕЕВА: «Я — НАИВНЫЙ ХУДОЖНИК»

Полотна 83-летней омской художницы ждут в галерея Израиля, а она мечтает о новых картинах из жизни своего села

ГЕНИЮ ПОЛЬСТИТЬ НЕ ГРЕХ

«Я не понимаю такие картины, как «Чёрный квадрат». Может, я не так воспитана, но авангардизм и прочие «измы» меня не интересуют», — улыбается Анна Близеева. Как доказательство -десятки реалистичных портретов, пейзажей и натюрмортов на стенах её квартиры. Художница признаётся, что иногда фантазирует, но в рамках дозволенного. «Вот, например, портрет Пушкина. Некоторые считают, что я его приукрасила, — рассказывает Анна Максимовна. — Видимо, из-за любви к поэту я написала его красивым, хотя историки говорят, что он не был привлекательным. Но ведь на знаменитом портрете Кипренского Пушкин тоже красивый. Про это изображение он даже сам сказал: «Это зеркало мне льстит». Я тоже немного льщу гению».

ЯЗЫКАМ, УВЫ, НЕ ОБУЧЕНА

Анна Максимовна с гордостью называет себя наивным художником: она ведь не имеет специального образования и пишет так, как научилась в детстве. И таких в России тысячи. Проводятся даже целые фестивали наивного искусства. Картины омички два раза попадали в каталоги московских фестивалей, её полотна заметил владелец галереи из Израиля и попросил участвовать в его проектах. «Собираюсь выслать ему несколько фотографий своих картин, — рассказывает художница, — хотела бы написать ему письмо, но английского языка не знаю, а знакомые, которые знают, живут в Омске. Вот теперь надо съездить к ним в город».

МЕЧТЕ ПОМЕШАЛА ВОЙНА

В детстве Аня Близеева не бегала по улицам с детворой. Целыми днями девчушка копировала картинки из книжек или рисовала цветы. И до сих пор букеты в вазах — одна из любимых тем художницы. В 14 лет появилась мечта — поступить в художественное училище. Но для этого нужно было уехать из Исилькуля в Омск, а тут — война. Пришлось поступать в педагогическое училище, которое в их райцентр эвакуировали из Омска. После Победы Анна Близеева уехала в село Голышманово Тюменской области, где проработала в школе целых 40 лет.

ХОТЬ И ДОРОГО, А КУПЛЮ

В 1999 году — уже пенсионеркой — Анна Максимовна вернулась в Омскую область, в село Октябрьское Горьковского района. Когда в местной библиотеке узнали, что она рисует, сразу же пригласили оформить выставку к 200-летию со дня рождения Пушкина. Художница даже не успела найти после переезда масляные краски, поэтому пушкинскую серию писала акварелью. Перечитывала пушкинские стихи и придумывала сюжеты картин. Говорит, что не могла подвести организаторов выставки, поэтому два месяца работала днём и ночью. В итоге получилось 13 полотен. «Я тогда подумала, что 13 — число некрасивое, и написала ещё одну картину, — вспоминает Близеева. — Выставка сначала прошла в библиотеке, потом — в школе, потом — в райцентре. Беда только — рамок тогда было не купить. Сейчас-то их полно, но… дорого. Иногда отказываю себе в чём-нибудь, но рамку для новой картины куплю обязательно».

ОТ МОСКВЫ-ДО КАМЧАТКИ

В свои 83 года Анна Максимовна продолжает писать. Мечтает сделать несколько работ на школьную тематику и начала картину о своём переулке. Сколько всего было у неё за все годы выставок — пенсионерка сразу и не припомнит. В Тюмени, Омске, Барнауле, Красноярске, Москве, Израиле… В Тюмени выставлялись её картины, посвященные Сергею Есенину, стихи которого Близеева любит с детства. Себе оставила только одну — «Вечерний звон», где Есенин изображён со своими сестрами. Около cотни работ остались в музеях Тюменской области. Примерно столько же подарено школам. Несколько полотен висят сейчас в Сибирском культурном центре в Омске. Около сотни работ остались в музеях Тюменской области. Примерно столько же подарено школам. Несколько полотен висят сейчас в Сибирском культурном центре в Омске. Несколько раз односельчане, навсегда уезжая в другие края, просили её нарисовать на память свои усадьбы. Некоторые пейзажи даже отправились на Камчатку.

СЛОЖНО РИСОВАТЬ ЛЮДЕЙ

Художница не считает, что природа на Урале или в Европе богаче и красивее, чем в Сибири. «Люблю свою равнину. Хотя есть у меня и полотна с горами. Писала, когда ездила на курсы усовершенствования в Челябинскую область. Бывает так, что люди просто не замечают красоту того места, где живут. Даже фотограф это не может подметить, а художник находит и показывает», — говорит Анна Максимовна. Своими кумирами она считает Александра Шилова и портретистов 18-го века: на их полотнах лица и детали выписаны с фотографичной точностью, только ещё чётче и красочнее. Хотя сама говорит, что людей рисовать очень сложно: «Сходство я передать смогу, а вот характер — трудная задача. Пусть зрители решают, смогла ли я передать душу».