ПРОЩАЙТЕ, ОМСКИЕ КАФЕ

ПРОЩАЙТЕ, ОМСКИЕ КАФЕ

Осенью Законодательное собрание должно принять новый Закон Омской области "О едином налоге на вмененный доход". Он существенно отличается от действующего ныне законоположения

И далеко не в лучшую для предпринимателей сторону. В частности, владельцы кафе, столовых и иных точек общественного питания должны будут намного увеличить свои отчисления в бюджет. Вплоть до того, что многие такого рода заведения, вольготно расположившиеся сегодня в Омске, на следующий год окажутся, скорее всего, нерентабельными.

Основная идеология разработчиков нового Закона «О едином налоге на вмененный доход» проста: предприниматели живут слишком хорошо. Зарабатывают много, в бюджет платят мало. Особенно это касается сферы общественного питания. «КВ» уже не раз писали о рассвете ресторанного бизнеса в нашем городе. Кафе, бары, заведения «Fast food» открываются в Омске чуть ли не еженедельно. Потому что это выгодно. Выгодно бизнесменам, вкусно омичам.

Очень скоро всему этому придет конец. По мнению законодателей, предыдущая редакция Закона «О едином налоге на вмененный доход» была слишком лояльна к предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в общественном питании. Поэтому базовая доходность каждого квадратного метра любой «едальни» увеличивается с 1500 до 5000 рублей. Более чем в три раза! Для якобы «сокращения потерь бюджета и нормализации ситуации».

В итоге базовая доходность общественного питания становится равной той, что утверждена для розничной торговли. Очень странно. Продать в магазине килограмм картошки или полкило мяса достаточно просто: взвесил и отдал покупателю. В кафе же мясо и картошку надо сварить (поджарить), привести в соответствующий заказу вид и принести за столик. Объем работы по продаже одного и того же количества продукта в торговле и общественном питании отличается в разы. Тем более, кафетерий вынужден, по сути своей, организовывать специальные места для клиентов, что магазинам совершенно ни к чему. А значит, количество квадратных метров в «едальнях» всегда больше.

По мнению председателя совета областной общественной организации «Омский союз предпринимателей «Щит» Евгения РАБИНОВИЧА, в результате принятия нового варианта закона финансовое положение стабильно работающих предприятий общественного питания резко ухудшится. Один из хозяев подобной точки с ужасом подсчитал, что платить теперь ему придется в 10 раз больше, чем он отдает бюджету сейчас. Так как одновременно с увеличением базовой доходности полностью исчезают такие коэффициенты, как наценка (при наименьшей наценке — до 25% — коэффициент был 0,5), стационарность (было 0,5; в новом варианте нет разницы между постоянно действующей точкой и временной палаткой).

По мнению Евгения РАБИНОВИЧА, ряд положений статьи 2 проекта нового закона нарушают российские ГОСТы. В частности, согласно ГОСТу Р 50 647-94 под общественным питанием понимается «производство, реализация и (или) организация потребления» продукции. В законопроекте союза «или» принципиально нет, хотя в действующем законе о едином налоге формулировка строго соответствует ГОСТу: «и(или)». А значит, закон будет требовать обязательности наличия (производственных цехов, кухни, помещений для организации питания и так далее).

Впрочем, разработчики и не скрывают этого, утверждая в пояснительной записке к проекту, что «часть налогоплательщиков из розничной торговли минимизировали налогообложение, регистрируясь как организации общественного питания, увеличив ассортимент на 1-2 позиции (например, продажей чая или соков на разлив)». То есть чиновники заявляют, что ряд магазинов, выделив угол под кафетерий, регистрируются как столовые. Абсурд!? Интересно, кто регистрирует их в новом статусе. Хотелось бы услышать примеры. Не легче ли было ужесточить терминологию, может быть, даже в нарушение того ГОСТа, о котором говорит Евгений РАБИНОВИЧ.

Решать проблему ударом топора по темечку , увеличив базовую доходность втрое — не лучшее решение проблемы. С другой стороны, непонятно, какие именно потери несет бюджет? На 2000 год в консолидированном бюджете Омской области было запланировано собрать 136,7 млн. рублей единого налога на вмененный доход. Собрали 140,3 миллиона. А значит, никаких непредусмотренных изначально потерь отнюдь не наблюдалось. Просто — напросто необходимо с кого-то выжать денег побольше.

Помнится, несколько лет назад в области очень много говорили о том, что городские налоги чрезмерны, и даже приводили в пример АТПП «Оша» и Сибирскую нефтяную компанию, вынужденных с налогового горя отправиться в сельскую глушь. Прошло время, и политики пытаются максимально выжать денежную наличность с других налогоплательщиков. Правда, последовать примеру водочных и нефтяных пионеров рестораторы не смогут, так как каких-то особых льгот сельское положение нынче не несет.

P.S. В ближайшем номере «КВ» мы расскажем о том, как скажется новый закон о едином налоге на предприятиях бытового обслуживания.

P.P.S. В среде предпринимателей новый закон называют «невменяемым». Каламбур.