Организаторы конкурса — министерство экономики Омской области, региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства — преследовали одну, но очень важную цель: создать у школьников положительный имидж предпринимателя. С сентября прошлого года ученики младших классов почти всех школ региона посещали специальные уроки по предпринимательству, участвовали в конкурсах, разыгрывали спектакли, рисовали комиксы, сочиняли сказки.
Когда нашему 2«Б» предложили провести несколько уроков по экономике, я сначала испугалась, — признается учитель лицея № 64 Наталья Зубенко, — но потом согласилась. Я увидела в глазах ребят живой интерес к теме. Они изучали такие понятия, как доход, расход, прибыль, составляли азбуку юного предпринимателя.
В результате семеро учеников второго класса стали победителями первого этапа проекта «Мое дело». Они заняли призовые места в трех из пяти номинаций. Ваня Баракин и Соня Шклярова, например, стали первыми в номинации «Знайки».
Ваня — мальчик, говоря современным языком, креативный. Он увлекается изготовлением кукол из папьемаше, а недавно еще стал лауреатом конкурса «Почемучки». К проекту «Мое дело» Ваня тоже подошел творчески. Сложные экономические понятия и другие взрослые слова он пояснил с помощью стихов. Вот как, например, мальчик объяснил слово «предприниматель»:
Толстый дядя из кармана
Пачку денег достает.
Но не тратит он их даром,
В дело важное кладет.
А у Сони, по словам учителя, большие организаторские способности, что и для бизнесмена далеко не последнее качество. Но пока восьмилетняя девочка еще не решила, кем хочет быть. На этот вопрос она отвечает просто: «Хочу работать в Кремле». Здоровые амбиции организаторами конкурса «Мое дело» тоже приветствуются.
Взрослые дяди и тети, подводя итоги проекта, безусловно, обратили внимание на очаровательную наивность почти всех работ, присланных на конкурс. Их невозможно читать без улыбки. Судите сами, слово «выручка», например, ребенок объясняет так: «это когда выручают друг друга, помогают забить гвоздь, выбрать одежду. А в магазинах есть специальные люди, которые приходят на выручку покупателю». Или взять, к примеру, слово «банкрот»: «это человек, у которого была работа, а потом ее не стало». Государство, с детской точки зрения, — это «когда много человек где-то находятся и что-то делают. Очень много человек».
И все же члены жюри считают, что большинство участников проекта хорошо разобрались в терминах, понимают даже, что такое доходы, убытки, конкуренция и как можно организовать свой собственный бизнес. Все детские определения войдут в «Азбуку юного предпринимателя». Книга выйдет в свет в мае этого года.
Следующий этап проекта — уже для учеников 8-11 классов. Старшеклассники напишут летопись предпринимательства на примерах работы своих родителей или знакомых.