ПОГИБЛИ ЗА «ИСКУССТВО»

Кто притормозит смертельную строительную машину, разогнанную губернатором?

Профессионалы утверждают, по существующим нормам на реконструкцию Концертного зала требуется около двух лет. Губернатор Леонид Полежаев загнал строителей в гораздо меньшие сроки. Как итог две смерти на одной стройплощадке. Страдает и качество, ведь строительные нормы взяты не с потолка, и губернатор не может приказать цементу схватываться быстрее, чем положено. В стране уже были случаи, когда крупные новострои складывались, как карточные домики. Будем ждать трагедии в Омске?

Виноваты и не виноваты в этой ситуации все, поскольку на таких площадках царит круговая порука. Губернатор требует увеличить темпы сдачи объекта. Генподрядчик соглашается на безумные условия, ведь в другом случае на его месте может оказаться кто-то другой. Контролирующие органы находят мелкие нарушения, но о нереальности сроков боятся и заикнуться. Работяги в условиях гонки игнорируют технику безопасности. Так кто остановит губернатора? Или будем ждать до тех пор, пока на его голову не упадёт очередной рабочий?

Гонка со смертельным исходом

По строительным нормам, реконструкция Концертного зала должна продолжаться около двух лет. Однако волевым решением власти срок сокращён почти вдвое. Жертвами гонки стали два строителя.

ЖЕРТВЫ РЕКОНСТРУКЦИИ

Концертный зал был закрыт на реконструкцию летом в условиях глубокой секретности. Как писал журнал «Бизнес-курс» со ссылкой на работников Омской филармонии, в тот момент документов на ремонт ещё не было. Проект реконструкции был утверждён лишь в ноябре прошлого года. Омские архитекторы предлагали обойтись малыми силами и отремонтировать только необходимое, без коренной перестройки здания. Глава региона настоял на масштабной реконструкции. Заказчиком строительства стал ГУ «Омскоблстройзаказчик». Генподрядчиком — СПК «Сибцентрострой». Срок выполнения работ был определен жёсткий — 15 апреля нынешнего года. В этот день в зале Омской филармонии должен дать концерт звезда Мари-инки Валерий Гергиев и его оркестр, приглашённые лично главой региона.

Тем временем в самом Концертном зале работы шли полным ходом ещё задолго до утверждения проекта. По некоторым данным, вплоть до Нового года «Сибцентрострой» работал на объекте якобы бесплатно, в рамках оказания спонсорской помощи. Тогда же на стройке произошло первое ЧП — в сентябре при демонтаже кровли в неогороженную дыру на крыше зрительного зала провалился разнорабочий. Упав на бетонный пол с 14-метровой высоты, 31-летний Дмитрий Пронин погиб на месте.

Приехавшая по факту ЧП с внеплановой проверкой государственная инспекция по охране труда выявила многочисленные нарушения. Как выяснилось, погибший рабочий вообще не имел допуска к работам на высоте, кран и строительные леса не соответствовали требованиям безопасности. Инспекция направила материалы проверки в суд, и решением Фемиды работы на крыше были приостановлены на 20 суток.

Спустя несколько месяцев трагическая история на стройке повторилась вновь. В феврале этого года при монтаже металлического козырька на крыше погиб 48-летний Владимир Белов. Стоя на двух досках на 10-метровой высоте, он сорвался вниз. В тот же день рабочий скончался в больнице. На стройку снова прибыла комиссия.

— На высоте работали рабочие, не имеющие соответствующих профессиональных навыков, не ознакомленные с последовательностью монтажных работ, — говорит государственный инспектор по охране труда Алексей Скакунов. — Строительные леса не предусматривали никаких страховок и не выдерживали критики.

ТРАГИЧЕСКАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ

Госинспектор Алексей Скакунов признаётся — смерть двух рабочих на одной стройке за такой короткий период времени — случай в городе беспрецедентный. Несмотря на это, за трагические ЧП генподрядчик «Сибцентрострой» отделался только штрафами. Тридцать тысяч за нарушение правил безопасности заплатило само предприятие, на семнадцать тысяч рублей были оштрафованы прораб, начальник участка, главный инженер, мастер и главный энергетик.

Свою проверку обстоятельств смерти двух рабочих провёл и следственный отдел по Центральному административному округу. По факту гибели Дмитрия Пронина в возбуждении уголовного дела было отказано. Как выяснилось, рабочий работал на стройке на свой страх и риск, без оформления трудовых отношений. Дмитрий входил в состав временной бригады, заключившей с «Сибцентростроем» договор субподряда. При таких взаимоотношениях с работодателя взятки гладки и за свою безопасность люди отвечают сами. Ничего не должен по закону он и семьям погибших, хотя «Сибцентрострой» организовал похороны рабочих и выплатил их родным материальную помощь — 60 тысяч рублей семье Пронина и 100 тысяч Беловым.

Наверное, деньги выплатили только затем, чтобы мы не поднимали шума, — говорит мать Пронина Светлана. — Подозрительно, что Дима был доставлен в морг как неопознанный труп, хотя со стройки нам сразу же сообщили о трагедии. Профессионально строительством сын никогда не занимался и попал на стройку случайно, просто потому, что очень нужны были деньги…

Проверка по факту смерти Владимира Белова следствием пока ведётся, но, вполне вероятно, её результат будет таким же — как и Пронина, второго погибшего рабочего связывал с «Сибцентростроем» лишь договор субподряда. Хотя, по словам его сына Дениса, на «Сибцентрострое» он работал уже около десяти лет. На этой стройке Владимир Белов работал вместе со своими сыновьями и разбился буквально у них на глазах. К ответственности за смерть отца сыновья Белова попросили никого не привлекать и несчастный случай в трудовой инспекции не расследовать.

Его смерть — трагическая случайность, в которой некого винить, рассказал Денис Белов. — Отец мог прицепить к поясу страховочный ремень, но почему-то этого не сделал.

СВЯЗАННЫЕ СРОКОМ

По данным инспекции по охране труда, силами таких рабочих, связанных с «Сибцентростроем» только договорами субподряда, ведётся едва ли не вся стройка. На объекте работают более 15 организаций, около 80 субподрядчиков — физические лица. По оценке специалистов, очередное ЧП может случиться в любой момент.

Последний раз инспекторы по охране труда были на проблемном объекте около недели назад. На фасаде Концертного зала велись сварочные работы. Защитного козырька не было, хотя тут же под сваркой работал погрузчик, сновали рабочие. Искры, строительные отходы падали прямо на них.

По словам одного из руководителей строительной компании, по понятным причинам пожелавшего остаться неизвестным, спешить, пренебрегая элементарными правилами безопасности, строителей заставляют сроки.

Существуют определённые нормативные сроки реконструкции и строительства, которые зависят от объёмов и видов запланированных работ, — прокомментировал он. — По желанию заказчика они, конечно, могут варьироваться, но в разумных пределах. Навскидку на такую масштабную реконструкцию Концертного зала нужно около двух лет. А тут строителям надо управиться практически за полгода. Естественно, на технику безопасности они будут попросту поплевывать. Под угрозой окажется и качество работы.

КРУГОВАЯ ПОРУКА

«Ваше ОРЕОЛ» побывал на реконструкции Концертного зала. Наш визит совпал с посещением стройки первым замом Полежаева Валерием Бойко. Вопросы безопасности чиновника интересовали мало, по крайней мере, ни одного замечания на этот счёт корреспондент «Вашего ОРЕОЛА» не услышал. Реплики Валерия Бойко, адресованные строителям, больше касались красоты, — замгубернатора попенял на неравномерное расстояние между заклёпками на обшивке Концертного зала.

Поинтересоваться мнением Валерия Бойко по интересующим вопросам нам не удалось — узнав, зачем на стройку пожаловали корреспонденты «Вашего ОРЕОЛА», гендиректор «Сибцентростроя» Рафик Сафарян едва не столкнул журналиста с лестницы, приказав немедленно покинуть объект. Пообщаться с корреспондентами согласились лишь простые работяги — за воротами стройки, подальше от начальства.

— Да, мы сначала полезли на высоту и только через несколько дней задним числом подписали инструктаж о правилах безопасности и допуск к работе. Да, нам ставят нереальные сроки. Ну и что? Ты пойми, мы жрать хотим, и семьи наши жрать хотят, — зло рубили они правду-матку. -Не согласимся на такие условия, и завтра же на наше место придут десять таких! Приди утром на любую стройку — за воротами толпа работяг, которая только и ждёт, когда их позовут работать. Какие тут трудовые договора и правила безопасности!

20 человек погибло на стройках нашего региона за период 2010-2011 годов

Справка

«Сибцтрктром» участвует в строительстве региональных объектов не впервые. На её счету — реконструкция железнодорожного вокзала и строительство социальных объектов в Исилькуле.

Комментарий специалиста

Алексей СКАКУНОВ, государственный инспектор по охране труда:

Строительство традиционно возглавляет печальный рейтинг травматизма на производстве. И дело здесь не только в специфике отрасли. Система подготовки профессиональных строительных кадров практически развалена. Не всегда заинтересованы в них и сами строительные компании — им проще нанять за бесценок дилетантов. Ситуации, когда подрядчики берут для выполнения работ «левые» бригады, заключая с ними договоры субподряда, встречаются сплошь и рядом. Такие отношения трудовыми не считаются, ти в случае несчастного случая работодатель не будет нести никакой ответственности перед работником. Признать такие отношения трудовыми может суд. Инспекцией по охране труда такие случаи расследуются только по заявлению пострадавших.