Актуальность этой проблемы сегодня не вызывает ни у кого сомнений. За последнее десятилетие мы многое потеряли в работе с молодежью. Демократизация общества, плюрализм мнений, открытость страны, все эти, в общем-то, правильные и нужные для идеологической переориентации общественного сознания понятия многими были восприняты неверно, как полное отрицание всего прошлого опыта, как разрушение его «до основания…»
В результате в общественном сознании пребладающими стали равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к органам государственной власти и социальным институтам.
Разрушители коммунистической идеологии забыли, что патриотизм в нашем обществе не имеет какой-либо партийной принадлежности и окраски, он уходит корнями в исторические глубины России, он всегда понимался в народе как верность своему Отечеству, любовь к своей Родине, готовность защищать ее интересы.
В стране могут меняться социально-экономические формации, к управлению могут приходить различные политические партии, но всегда будет оставаться историческое и культурное наследие России, ее духовные ценности и традиции, которые и составляют душу народа, объединяют его в рамках великого и святого понятия — Родина.
После десятилетия развала и раздрая, небрежения к своим историческим и культурным ценностям и традициям, настало время одуматься и начать собирать разбросанные камни нашего общего российского дома.
Разработанная программа патриотического воспитания основывается на наших сибирских ценностях и традициях. Исторические корни патриотизма сибиряков глубоки. Здесь жили выдающиеся писатели, композиторы, военачальники, ученые и художники, судьбы которых неразрывно связаны с омской землей. Они внесли значительный вклад в культурно-исторической фонд России.
В разделах программы детально прописаны направления работы по патриотическому воспитанию омичей, намечены конкретные мероприятия. Поставлены четкие задачи перед всеми участниками этого процесса — учебными заведениями, средствами массовой информации, творческими союзами и другими общественными организациями. Все выступавшие на заседании коллегии отмечали, что программа действительно объемная и детальная, в ней предусмотрено место для всех, кто желает внести вклад в патриотическое воспитание омичей. Но, как сказал губернатор области Л. К. Полежаев, настоящая работа по патриотическому воспитанию начинается не в кабинетах, а в семье, школе, вузе, на заводе. Этот дом надо строить не с крыши, а с фундамента. И в этой работе нельзя ограничиваться какой-то одной группой молодежи — школьной, вузовской. Надо доходить до каждого омича, до его сознания, будить в нем чувство гражданина и патриота своей «малой родины», своего Отечества. «Я не представляю себе, — сказал Леонид Константинович, — чтобы юноша в Штатах бегал в майке с русской надписью». Губернатор имел в виду, что в работе по патриотическому воспитанию нет и не может быть мелочей.
Засилие западной массовой культуры, которая хлынула к нам с видеопродукцией, пропаганда культа насилия, жестокости, человеконенавистничества, индивидуализма и суперменства могут напрочь перечеркнуть все наши благие усилия по патриотическому воспитанию.
Региональная программа хотя объемна и детальна, но она предусматривает крупные областные мероприятия. А патриотическое воспитание должно вестись в каждом районе, на каждом предприятии, в каждом селе и в каждой семье. Поэтому в указе губернатора, подготовленном по итогам обсуждения, органам местного самоуправления, организациям, расположенным на территории Омской области, рекомендовано на основе региональной Программы разработать местные программы и планы по патриотическому воспитанию населения. Указом губернатора создана областная комиссия по патриотическому воспитанию населения, которая будет координировать деятельность органов исполнительной власти и всех структурных подразделений Администрации области, участвующих в реализации Программы.