1 июля в здании правительства Омской области в рамках форума социальных предпринимателей России состоялось заседание круглого стола «Точки роста современного муниципального образования: социальное измерение». На предложение ведущего круглого стола — члена Совета Федерации от Омской области Алексея СОКИНА обозначить образ современного муниципального образования и его точки роста координатор по региональным проектам венчурного фонда региональных социальных программ «Наше будущее» (г. Москва) Станислав ЗАБОТИН поделился своим опытом работы с двумя предпринимательницами из Коломны над их проектом социального развития территории «Коломна -город-музей».
По словам ЗАБОТИНА, его фонд на данный момент поддержал 28 социальных проектов (выделил около 60 млн рублей, три проекта уже реализованы), авторы которых, как правило, люди старше 40 лет — они уже реализовались как личности и достигли определенных результатов в карьере, бизнесе.
С помощью бизнес-механизмов эти люди теперь хотят решить ту или иную социальную проблему — это их основная задача. Эти люди являются финансово-устойчивыми, в отличие от многих некоммерческих организаций, которые пытаются решать социальные проблемы, но совершенно не умеют зарабатывать деньги. Еще одно наше требование к проектам — они должны быть инновационными для того муниципального образования, где будут реализовываться, ничего подобного на данной территории еще не должно существовать, — сообщил московский гость.
ЗАБОТИН рассказал, что его фонд на конкурсной основе предоставил беспроцентный заем некоммерческому партнерству «Город-музей» — необходимо было прописать прибыль, которая планируется от реализации проекта, а также социальный эффект (например, количество созданных рабочих мест для инвалидов). Партнерство создали Наталья НИКИТИНА (историк, культуролог) и Елена ДМИТРИЕВА (успешный предприниматель). Данный проект должен был решить проблему оттока молодежи из Коломны в столицу, создать рабочие места и т. п. Фонд поддержал идею девушек о реставрации коломенской фабрики 19 века по производству пастилы и возобновлению ее работы — на это ушло 4 млн рублей. Бизнес-леди нашли в исторических источниках, что именно на этой фабрике готовилась пастила для Екатерины II. Решено было сделать пастилу изюминкой Коломны, городским сувениром. Инновационность фабрики заключалась в том, что у туристов, посещающих ее, есть возможность непосредственно поучаствовать в процессе изготовления пастилы — почистить яблоки, заложить массу в печь и т. п. Особенность данной пастилы в том, что она делается только из натуральных ингредиентов — высушенных яблок и ягод, что довольно затратно.
Кроме того, при фабрике девушки создали «Музей исчезнувшего вкуса», где можно попробовать 28 сортов пастилы, созданных по настоящим старинным рецептам, которые они вычитали в исторической и художественной литературе. Например, пастилу, которую ела Екатерина II, Лев Толстой, Федор Достоевский и т. п.
Необходимо к продукту добавлять историю, тогда автоматически возрастает его стоимость. Именно это нужно учитывать для развития муниципальных образований. В условиях жесткой конкуренции это позволит им найти свою нишу. Девушки добавили к обычной пастиле легенду, музей, разработали старинную дизайнерскую упаковку и продают эту пастилу теперь по 400рублей за 100 грамм. Теперь даже если «Нестле» начнет производить коломенскую пастилу — это уже будет совсем не то, так как исчезнет уникальность, — поделился ЗАБОТИН.
Инновационность музея также в том, что он адаптирован под потребности инвалидов-колясочников и незрячих людей (все экспонаты можно потрогать руками).
В любом населенном пункте можно создать огромное количество локальных брендов. ДМИТРИЕВА и НИКИТИНА разработали документ, где показали, какие еще локальные бренды можно развивать в Коломне и какие истории к ним можно привязать. Этот документ был представлен администрации муниципального образования, которая буквально пришла от него в восторг и согласилась участвовать в его софинансировании. Проект «Город-музей» предполагает создание 10 новых городских предприятий для обслуживания локальных брендов. Планируется создание управляющей компании, которая будет на условиях государственно-частного партнерства с муниципалитетом развивать такие новые бренды, как «Коломенский кремль», «Коломенский трамвай», «Коломенский сад», а также патефон, посад, горшок, пристань-Коломна и т. п. Кроме того, управляющая компания будет взаимодействовать с государством, донорами-инвесторами, волонтерами, местным сообществом и проводить пиар-кампании по продвижению этих брендов. Объекты творческого кластера Коломны будут соединяться велосипедными дорожками — их нанесут на туристическую карту города, — рассказал представитель московского венчурного фонда.
По словам ЗАБОТИНА, сейчас Коломну посещают всего лишь около 100 туристов в год, а после окончательной реализации проекта «Город-музей» ожидается приток более 1,5 млн человек. После мероприятия свое желание подать заявку в данный венчурный фонд высказали представители Саргатского и Большереченского района.