ВИШНЕВЫЙ ОГОРОД

ВИШНЕВЫЙ ОГОРОД

Власти меняются, чиновники остаются. Причем не обязательно при новом руководстве

Настоящий чиновник, даже потеряв должность, сохраняет самое главное — связи. А они дорогого стоят. Иногда это соломинки, иногда рычаги, но в любом случае с их помощью настоящий чиновник всегда останется на плаву.

Полгода уж прошло, как нет с нами бывшего мэра. Немало чиновников покинуло здание мэрии в период распада его команды, который начался задолго до отставки «шефа». Понятно, что ушли не «на улицу». Старые связи — запасные аэродромы. С одного места слетел — на другое приземлился. Один из членов команды Рощупкина Юрий Иванович Вишня совершил мягкую посадку в кресло заместителя директора фирмы «Бакалея-сервис». На первый взгляд, такое перемещение может показаться чуть ли не добровольным «постригом в монахи». Как же так, был Юрий Иванович при бывшем мэре начальником управления потребительского рынка и услуг, чуть ли не первым человеком в городской торговле, а оказался в замах какого-то фирмача, из тех, которые раньше толпами в приемной парились. И все же можно предположить, что сам г-н Вишня вряд ли жалеет о таком крутом повороте судьбы. Почему? Да потому что годы пребывания у власти для чиновника являются судьбоносными. Осечек и случайностей, как правило, не бывает.

В свое время много говорилось о том, в каких непростых условиях приходится работать в Омске стационарным магазинам. Команда Валерия Рощупкина увлеклась во второй половине 90-х обустройством оптовок и мини-рынков. При этом было введено рекордное количество местных налогов. Мелкий торговец, как правило, налогов этих не платил, а большим магазинам помимо растущих отчислений в бюджет приходилось значительную часть доходов направлять на коммунальные платежи. Об этом в один голос тогда говорили почти все руководители крупных торговых точек. Многие из них разорились, многие до сих пор едва сводят концы с концами. Все это стало итогом той политики, которую в меру своего опыта и знаний проводил один из руководителей городской торговли г-н Вишня.

Справедливости ради надо сказать, что бедствовали в этот сложный период не все. К примеру, фирма «Бакалея-сервис» за короткий срок стала контролировать почти два десятка средних и крупных объектов торговли. Можно только догадываться, каким образом это удалось сделать. Однако сам факт, что «генерал» от торговли Вишня осел именно в «Бакалее», наводит на размышления. Уж не при его ли поддержке ранее ничем не примечательная фирма стала одной из самых заметных в торговом бизнесе Омска?

В качестве очередной покупки «Бакалеи» был намечен расположенный в городке Нефтяников магазин «Омич». Район густонаселенный. Торговой площади почти две тысячи квадратов. Одна загвоздка. Хозяином магазина является кооператив, состоящий из пайщиков. Казалось бы, чего огород городить, предлагай хорошую цену и покупай. Однако г-н Вишня и директор «Бакалея-сервис» Курцаев пошли другим путем. Они стали скупать доверенности пайщиков, по которым можно было распоряжаться паевыми взносами. В обмен на доверенность членам кооператива предлагались деньги, оформленные как долговое обязательство. Перестаешь доверять — деньги обратно. В чем подвох? Да в том, что Вишня и Курцаев, скупив голоса пайщиков, получили возможность продать от их имени магазин… самим себе. Сами с собой они уж как-нибудь договорились бы. В результате этой операции государство недополучило бы около двух миллионов рублей налоговых поступлений. Ведь более-менее реальная цена была уплачена за голоса пайщиков, как бы в долг. А долги налогом не облагаются.

Скорее всего, так бы все и было. Если бы не нашелся другой покупатель. Предприниматель Тимошенко не стал заигрывать с пайщиками и играть в азартные игры с государством. Он внимательно изучил учредительные документы «Омича» и предложил за всю недвижимость 8 миллионов рублей. Предложение поступило председателю кооператива, которая по уставу предприятия была вправе распорядиться всем вверенным ей имуществом. Был подписан договор, который и стал причиной конфликта.

Ситуация сложилась почти анекдотичная. Тимошенко стал собственником недвижимости, члены кооператива — собственниками денег от «Бакалея-сервис», а Курцаев и Вишня стали обладателями 56 листков исписанной бумаги, которые они купили за несколько миллионов рублей. Естественно, что с таким поворотом событий они согласиться не могли. В ход было пущено самое грозное оружие — связи. Вишня обращается с иском в суд. Тот, кто хоть раз судился, знает, что дело это волокитное, несколько дней приходится потратить, а то и месяцев. А вот г-ну Вишне удалось получить решение об аресте имущества в качестве обеспечения иска всего за несколько часов. Позже, войдя в курс дела, суд отменит это решение. Тогда попавшие впросак предприниматели берут «в осаду» учреждение юстиции, чтобы там не регистрировали сделку. Но оснований не регистрировать вполне законный договор не нашлось. После выдачи Тимошенко свидетельства о праве собственности на недвижимость «Омича» Вишня начинает жаловаться на руководство учреждения юстиции. Шутка ли, бумагу купили вместо магазина. В этой борьбе все средства хороши. Незадачливые предприниматели выставляют у дверей «Омича» охранников с автоматами. Кого охранять? Продавцов от покупателей? Или молоко от сметаны? В течение почти двух недель магазин охранялся от своего законного владельца. При этом Вишня и Курцаев сделали все, чтобы поднять общественность в лице пайщиков кооператива. Они опять обращаются в суд. Любопытно, что в своем исковом заявлении пайщики жалуются, дескать, продажа магазина нанесла кооперативу ущерб почти на два миллиона рублей. Чем? Да именно в эту сумму оцениваются налоги, которые нужно заплатить после легальной продажи магазина.

Сегодня в различных судебных инстанциях находятся еще несколько исков по этому делу. Чего добиваются руководители «Бакалея-сервис»? Законности? Если да, то какой? Может быть, такой же, какой она понималась прежней командой мэра, когда от работы городской торговли бюджет недополучал миллионы рублей. Возможно, для теперь уже бывших чиновников такие игры уже вошли в привычку, от которой трудно отказаться. И они считают, что им многое позволено. Тем более когда старые связи еще работают. Пусть не как рычаги, а как соломинка.