ВОЗВРАЩЕНИЕ

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Омские православные открыли день города освящением часовни. Тем временем люди иного духа, иной веры, путаясь под ногами милиционеров, пытались остановить Крестный ход

Двери новенькой часовни открыты в сторону того места, где некогда возвышался величественный храм Святого Пророка Ильи. Монумент вождя, покоящийся на останках церкви, повернулся спиной к часовне. Ничто более точно не может охарактеризовать тех событий, что прошли второго августа в день Пророка Ильи, нежели само расположение этих объектов.

Но прежде, чем говорить о событиях последних дней, не мешало бы вспомнить историю Свято-Ильинской горки…

Заложен Ильинский храм был в 1778 году. Его строительство завершилось аж через одиннадцать лет, в 1789-м. В 1880 году на средства богатых омских купцов Терехова и Кузьмина к Свято-Ильинской церкви были пристроены южный и северные приделы. В те далекие времена величественный храм был известен далеко за пределами сибирской земли. Дело в том, что здесь хранились сразу три чудотворные иконы: образы Абалацкой Божьей Матери, Святой Великомученицы Параскевы и Святого Великомученика Пантелеймона. Под сводами этого храма молился последний император России Царский Мученик Николай, служил Святой Иоанн Кронштадский. Возможно, эти два последних обстоятельства впоследствии и повлияли на участь собора.

В 1935 году Свято-Ильинский храм был разрушен. А в 1937-м на останках церкви возник временный памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Вот такое интересное отношение к безусловно верующему русскому поэту было у Советской власти. Два десятилетия Ильинская горка носила название Пушкинской. И лишь в 1957 году на этом месте появился монумент, вокруг которого в последние годы разгораются страсти.

Святые не обижаются. По примеру их не держат зла на коммунистов и верующие. С завидным терпением отдаляли церковные власти возрождение Ильинской горки. И вот к 285-летию Омска Союзом предпринимателей и священниками Омско-Тарской Епархии со всею деликатностью был предпринят шаг навстречу стершейся в нашей памяти истории города.

Ленин остался на месте. В приличном отдалении от монумента буквально за один день выросла миниатюрная красивая часовенка. Кто хочет, может по-прежнему называть горку «Ильичевской» (еще об одном названии этого места, связанном с именем великого русского поэта, большинство омичей уже не помнят), иные -по-старому — Свято-Ильинской…

Однако подобный плюрализм нескольких омичей не устроил. Группа из пяти-шести человек настойчиво демонстрировала верующим красное полотнище. Для чего? Неужели часовня может кому-то помешать?

— Они просто хотят вычеркнуть из нашей памяти семидесятилетнюю историю нашего народа, — говорит молодой человек, держащий красный флаг с серпом и молотом.

— Неправда то, что храм этот стоял на этом месте, он располагался вон там, где сегодня стоит магазин «Цветы», поддерживает молодого коллегу пожилой человек с листовками в руках.

— Да нет, храм стоял там, где сейчас ступеньки, — говорит третий участник пикета.

— Но чем вам часовня мешает? — пытаюсь узнать я.

— Мешает. Ее вон ночью поставили, — говорит пожилая женщина. — Так же вот ночью приедут и памятник увезут. Когда мы спать все будем…

Разговор прервался с появлением Крестного хода. Немногочисленные пикетчики преобразились. Суетливо обегая стороной сотрудника милиции, люди с красным флагом выстроились цепью на лестнице. Ожидания омских коммунистов не оправдались, — столкновения не произошло. Словно тихая река, крестный ход обогнул подножие Ильинской горки и с пением направился к часовне.

Две стороны человеческой. Два духа, совершенно различных по природе своей. Первый — тот, от которого и пошло понятие духовность. Второй… Назовем его просто революционным. Каждая из сторон верит в свою правду. «У нас своя вера», — так откликнулись омские коммунисты на резонные замечания окружающих. Но ведь никто не собирался запрещать им, пикетчикам, верить. Да и вообще странно слышать о «вычеркивании из нашей памяти семидесятилетней истории» от людей, чьи кумиры взрывами храмов хотели уничтожить почти тысячелетнюю историю Руси. Странно узнавать и то, что Ильинский храм располагался не здесь, а «там, где ступеньки». В мои руки как-то попала старая фотография собора. Совершенно точно могу сказать, что Ленин стоит сегодня там, где некогда находилась паперть. Кстати, новенькая часовня располагается на месте двухэтажного приюта при Свято-Ильинской церкви. Что же касается якобы «ночного» возведения часовни, то я предпочел обратиться за консультацией к специалистам.

— Для Омска технология строительства этой часовни — ноу-хау, — рассказывает архитектор проекта Валерий Баранов. — На Западе даже крупные объекты собираются за один день прямо с колес. Конечно, технология эта дорогостоящая, но она позволила нам обойти многие проблемы. Благодаря ей исчезает само понятие «стройплощадка», нет необходимости складировать в центре города строительные материалы, не нужно возводить хозяйственные помещения. И при всем этом возведенная часовня не временное строение, а достаточно прочное, капитальное.

Для архитектора Валерия Баранова проектирование часовни было не самой обычной работой. Дело в том, что прадед его — отец Алексей Серебрянников — некогда служил в соборе на Ильинской горке. Так что восстановление церкви для этого человека практически дело жизни. Как признался сам архитектор, проектирование церквей — дело достаточно сложное. Ведь еще совсем недавно ни в одном специализированном вузе не было предмета под названием «церковное строительство». Однако Валерий Баранов с проблемой справился и даже подготовил собственный проект восстановления собора. Вот только вернется ли когда-нибудь Ильинский храм на свое место, сказать сегодня невозможно.