Мирная и далёкая от политики омская пенсионерка Надежда Ивановна Ефремова, сама того не желая, попала в число жертв войны губернатора против мэра. Ефремова часто ходила по скверу у фонтана мимо пикетов напротив мэрии к больному мужу-чернобыльцу в госпиталь. Плакат голодающего отца Рукавишникова тронул её сердце, она остановилась и спросила, что с его сынишкой? А когда услышала, что 28-летний мужчина голодает из-за места в детском саду, возмутилась: при чём тут мэр Шрейдер? Ведь детские сады раздали и распродали задолго до его прихода в градоначальники. А когда Рукавишников ещё и сказал ей вслед обидные слова, женщина не стерпела, подхватила плакат, стоявший на газоне, и бросила его в фонтан. Вот, собственно, и весь инцидент. Плакат в итоге остался цел. Но заботливо охранявшие голодающего отца полицейские чины, по всей видимости, только и ждали именно такого случая.
На прошлой неделе на полях «гражданской войны» губернатора с мэром появилась новая фигура — 28-летний молодой отец Александр Рукавишников. Несколько лет назад он приехал в Омск из Нового Уренгоя. Прописки в Омске они с женой не имеют, но на очереди в детский сад стоят. Молодой отец, «доведённый до отчаяния», нарисовал плакат «Шрейдер, верни моему сыну детство!», разбил в сквере перед мэрией палатку и объявил голодовку. Рукавишников говорит, что его акция не имеет отношения к политике.
Однако «уши» у акции высунулись быстро — голодающий в момент стал центром притяжения для прообластных СМИ и «антимэрских» общественных организаций: «Омск молодой» и «Родительский совет». Последняя, кстати, организовалась всего за месяц до проведения голодовки, но уже обзавелась белоснежными футболками с собственной символикой. В такой на сайте одного из интернет-СМИ запёчатлён и сам Александр Рукавишников. В поддержку голодающего члены совета устраивали у его палатки красочные акции. Родителей на пикете от силы человека три, остальные — бездетные студенты.
Последующие события у фонтана натолкнули на мысль, что акция была спланирована на самых верхах. Мимо голодающего, возвращаясь из госпиталя, проходила 62-летняя пенсионерка Надежда Ефремова. У Надежды Ивановны болен муж, и лицезреть протестные акции она вынуждена практически каждый день. Плакат Рукавишникова пенсионерку тронул, она остановилась узнать, что с его ребёнком. Голодающий объяснил. Надежда Ефремова, кстати многолетняя читательница «Вашего ОРЕОЛА», попробовала донести свою позицию: мол, садики-то все ещё в 90-е ликвидировали, при чём тут Шрейдер? Ефремова пошла было своей дорогой, но услышала в спину что-то вроде: «Иди-иди, бабка, не твоего ума дело». Женщина обиделась, вернулась, взяла плакат, стоящий в кустах, и бросила его в фонтан, в сердцах добавив: «Ну вот и плыви теперь за ним».
За инцидентом с плакатом с интересом наблюдали сотрудники УВД. Охраняли голодающего отца начальники отделов полиции общественной безопасности. Они бросились за бабушкой, взяли с неё объяснения и хотели задержать до выяснения личности. Но Ефремова всегда носит с собой пенсионное удостоверение.
Мне до этой войны дела нет, но по скверу же пройти спокойно невозможно! — сказала пенсионерка. — То мне рассказывают, что Шрейдер — немец, то ещё какую-нибудь дурость придумают. Ну, нервы и не выдержали…
Потом женщина отправилась на дачу, а полиция — наводить по соседям справки о её благонадёжности. У Александра Рукавишникова, благополучно выловившего плакат из фонтана, хватило порядочности заявить, что никаких претензий к бабушке он не имеет. И при таком раскладе история выливалась в анекдот. Однако на полицейских начали давить сверху. По словам источника, судьбу пенсионерки в областном УВД решали три дня. Приказ возбудить на Надежду Ефремову дело об административном правонарушении, как рассказали «Вашему ОРЕОЛУ», отдал лично начальник участковых области. Сейчас дело «62-летней хулиганки» передано в мировой суд. Ей грозит штраф или арест до 15 суток. Сама Надежда Ефремова уже несколько дней сидит на корвалоле.
Если бы эта история случилась в городе несколько лет назад, никто бы особо не удивился. Воспоминания омичей о генерале Камерцеле, активно поддерживавшем чиновников, ещё свежи. Когда УВД по Омской области возглавил боевой офицер Юрий Томчак, появилась надежда, что ситуация изменилась. Но, видимо, дружба омской милиции с властью — это что-то вроде неистребимого «омского вируса» — живучего и очень заразного.
Р. 5. В понедельник Александра Рукавишникова госпитализировали из-за общей слабости организма. Чиновники из департамента образования в палатку к нему не пришли, но пообещали предоставить для сына место в детском саду в следующем году.