ИКЕБАНА ИЗ ТРУБ И КАПУСТЫ ВОШЛА В ИСТОРИЮ ОМСКОЙ «ФЛОРЫ»

ИКЕБАНА ИЗ ТРУБ И КАПУСТЫ ВОШЛА В ИСТОРИЮ ОМСКОЙ «ФЛОРЫ»

Эти люди видят прекрасное в гнутой проволоке и выкорчеванных корнях. Ни одна «Флора» не обходится без их фантазии и умелых рук

Они создают букеты с причудливыми названиями и гитары из сухих листьев. Тайнами профессии с читателями «Вечёрки» делится флорист со стажем Лариса ДЕГТЯРЁВА, победитель городского конкурса флористов в номинации «Профессионалы» на «Флоре-2010».
Пернатая капуста

Один из европейских учителей однажды сказал: «Многое флорист может найти на свалке». Возможно, это так, хотя в буквальном смысле слова по свалкам я не хожу. Чаще всего мне попадаются интересные материалы на дачных аллеях, у болот, в лесу. Флорист замечает вещь, которая напоминает некий образ или просто интересна сама по себе, и приберегает на будущее. Потом появляются подходящие идеи, и вещь находит применение. К примеру, на «Флоре» 1997 года была экологическая тематика. Я в композиции «За чистоту воздуха» изобразила заводские трубы и гибнущую по соседству природу. На трубах у меня сидят еле живые птицы. В роли птиц здесь выступает… капуста. Однажды весной, после того как стаял снег, я пришла на дачу и увидела эти замерзшие кочанчики. «Боже мой, как похоже на птицу!» — подумала и срезала их. Они лежали, ждали своего часа — и дождались.

Вот так ходишь, и глаз случайно зацепляется за что-нибудь интересное: причудливо изогнутую проволоку, металлические обрезки или природный материал необычной формы. А если мне в композиции нужно использовать ветки, то предпочитаю брать корни. С выкорчеванных деревьев срезаю секатором, а потом использую в работе. Корни лучше, чем ветки, потому что у них и форма оригинальнее, и изгибы красивее.

Шарики готовим заранее

Творческий процесс у меня, как и у многих флористов, начинается с эскизов. Возникают отдельные идеи, я рисую наброски в тетрадь. Все это может лежать годами, пока не наступит подходящий момент. И любую композицию тоже начинаю с эскиза. Другой вопрос, что, поскольку флорист работает с живым материалом, то и этот материал диктует свои условия. К примеру, я задумала строго вертикально стоящий цветок — а он изгибается. Тут уже два варианта: либо придумать механизм, как закрепить капризный цветок в вертикальном положении, либо подстраиваться под его изгибы.

Для некоторых композиций, которые я создавала на «Флоре», специально делала заготовки: плела из ивы шарики и корзины, нанизывала «бусы» из настриженных листьев. Очень красиво выглядят шарики из сухих листьев, наклеенных на основу — их тоже заготовляла заранее. А потом за ночь до открытия «Флоры» составляла композиции в павильоне Ленинского округа (павильоны существовали на «Флоре» вплоть до 2005 г. — Прим. авт.). Оформлять его мне с 1997 года помогал отец, Виктор Николаевич Молчанов. Кстати, особенностью нашего павильона всегда были коллажи или картины из природных материалов. Их создание — отдельная тема для разговора.
Луг на подоконнике

— Прежде чем создать композицию, флорист продумывает, в каком стиле она будет сделана. Это может быть икебана, декоративный стиль или вегетативный (по-другому — природно-ландшафтный). У каждого стиля свои правила и особенности. К примеру, если предельно доступно характеризовать природно-ландшафтный стиль, то выглядит композиция примерно так, как если бы вы вышли на луг с лопатой, срезали кусок земли вместе с травой и цветами и поместили его на выставке. Это и будет вегетативный стиль — имитация определенного ландшафта: леса, луга, горной местности, болота, степи. И растения, использованные в такой композиции, обязательно должны соответствовать воспроизводимой местности. В поле розу уже не поставишь! К тому же в вегетативном стиле надо следовать определенным правилам постановки цветов. Ведь в природе растения стоят параллельно, у каждого своя точка роста. А в декоративном стиле, к примеру, растения выходят из одной точки.

КСТАТИ

Любимый материал флористов — розы. Без них, по словам Дегтяревой, композиция не композиция. Чтобы королева цветов дольше простояла, флористы используют «секретную методику среза»: специальным ножом режут стебель наискосок и моментально ставят в воду, чтобы в цветочные капилляры как можно меньше попало воздуха. Тогда по «сосудикам» стебля вода будет лучше поступать к цветочной головке, и роза простоит дольше.