«Когда кандидат в депутаты баллотируется по одномандатному округу, он понимает, что его персональная ответственность намного повышается», — убеждена доктор политических наук Инна ВЕТРЕНКО. Именно смешанную систему необходимо применять при выборах в городской Совет, так считают многие городские законодатели. Этот вопрос депутаты городского Совета рассмотрят на своём ближайшем заседании.
Устав города изменят
Ведущей слушаний была председатель комитета по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка Галина ГОРСТ.
Галина Николаевна рассказала о содержании этих изменений, обусловленных пересмотром федерального законодательна в части регулирования земельных, «градостроительных, жилищных отношений, проведения муниципальных закупок и осуществления муниципального контроля. В Уставе города найдут отражение отдельные нормы федеральных законов. С предложениями мэрии Омска по внесению изменений в Устав города выступил директор департамента правового обеспечения горадминистрации Андрей ПОДГОРБУНСКИХ.
Кроме того, некоторые положения о контрольно-счетной палате предложено привести в соответствие с федеральным законодательством. Есть немало и других новшеств. Например, для защиты прав .граждан в сфере ЖКХ мэрия Омска предлагает закрепить за собой полномочия по созыву общих собраний собственников помещений _ в многоквартирных домах, а также права на проведение проверок деятельности управляющих компаний. Дополняется и перечень полномочий Омского горсовета -установление порядка создания и использования парковок на дорогах общего пользования в городе, а также размера платы за пользование ими.
Все собравшиеся прекрасно понимали, для чего на самом деле устроены слушания. В Уставе Омска по примеру других крупных городов должна быть прописана федеральная норма по установлению нового порядка муниципальных выборов. Напомним, действующий состав Омского городского Совета избирался по мажоритарной системе и полностью состоит из одномандатников. Федеральное законодательство предписывает, чтобы не менее половины депутатского корпуса избиралось по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам. Законодательное собрание Омской области пошло еще дальше, приняв, как убеждены многие аналитики, политически мотивированное решение. А именно: в июне 2011 года региональные законодатели утвердили новую редакцию закона «О выборах в органы местного самоуправления Омской области», где предусмотрели применение пропорциональной системы на выборах в Омский горсовет. Естественно, муниципалитет с этим не согласен. Избиратели тоже не в восторге от навязывания голосования по партспискам.
Что думают избиратели
Их позицию на сегодняшних слушаниях выражали исполняющая обязанности заведующего кафедрой политологии Омского государственного университета, доктор политических наук, профессор Инна Ветренко, студенты-старшекурсники Евгений Седашов и Александр Николаев.
У нас много электората, который партийно не ориентирован. Отчего низкая явка избирателей на муниципальных выборах? Не оттого, что народ не хочет идти на выборы. Люди просто не видят своих кандидатов, за кого бы они могли голосовать. Этот электорат, который партийно не ориентирован, на выборы по пропорциональной системе не придет и таким образом не реализует свое избирательное право. Другой очень значимый, на мой взгляд, аргумент связан с тем, что политическая элита региона несколько безлика. Она прикрывается так называемым партийным ресурсом. И если мы полностью будем формировать горсовет по партийной системе, это безличие будет продолжаться. Наконец, третий аргумент — это ответственность депутата. Когда депутат идет от партии, он понимает, что за ним стоит партия, и часть ответственности перекладывает на нее. Когда он идет как публичный политик по одномандатному округу, он понимает, что его персональная ответственность намного повышается. Я думаю, уже этих трех аргументов достаточно для того, чтобы понять, что смешанная система наиболее приемлема, — считает Инна Ветренко.
Депутат Юрий ФЕДОТОВ начал с лирики, сожалея, что во времена его молодости студентов не приглашали выступить на заседаниях горсовета. А сейчас мнением студентов интересуются. Впрочем, сам Юрий Николаевич интересуется, но не разделяет, высказывая очень противоречивые мысли:
Я вообще сторонник мажоритарной системы выборов. Всегда лучше, когда люди выбирают хорошо им известных, авторитетных людей. Вы прекрасно знаете, что я шел в городской Совет как самовыдвиженец и независимый кандидат. Меня никакая партия не поддерживала. Однако нам необходимо выполнять федеральное и региональное законодательство. Раз принята пропорциональная система — значит, принята. Если депутаты горсовета не согласны, надо было защищать свою позицию, обращаться в Госдуму.
После такого пассажа можно предположить, что господину Федотову уже все равно, по какой системе будет избираться следующий созыв депутатов. У него, судя по всему, совсем иные планы, несколько отдаленные от своих нынешних избирателей, раз он так легко ратует за секвестирование их возможностей выбора.
Кстати, выборы в Омское Заксобрание проводятся по смешанной системе. По логике вещей, смешанную систему необходимо применять и при выборах в городской Совет. Так считают многие законодатели.
Депутаты -за смешанную систему
Депутат Виктор АРТЕМЬЕВ:
Только пропорциональная система — это действительно ограничение прав избирателей. Областное Законодательное собрание приняло закон, но не указало о возможности применения смешанной системы. По сути, этот важный вопрос оказался отданным на откуп местным Законодательным собраниям, что вряд ли справедливо. Поэтому публичные слушания имеют большой смысл — права избирателей необходимо защищать. Наши избиратели должны выражать свое отношение не только к партиям, но и к кандидатам в депутаты, фигуры которых хорошо высвечиваются при смешанной системе выборов История вопроса на этом не заканчивается несмотря на отозванный иск горсовета к Законодательному собранию. Понятно, что закон надо исполнять. Однако у населения и отдельных граждан есть право обращаться по поводу применения избирательной системы в Конституционный суд Российской Федерации.
Депутат Владимир ГЕРЧИК:
На мой взгляд, лучшим вариантом была бы мажоритарная система с самого низу до самого верху. Мы должны избирать конкретного человека на конкретный пост для конкретных действий, и с которого можно конкретно спрашивать. Когда мы избираем некую партию, политическую силу или сообщество людей, получается коллективная ответственность, которая чаще всего приводит к коллективной безответственности. Я согласен со многими выступавшими по поводу того, что для сегодняшних реалий требуется развитие определенного партийного парламентаризма. И то же время для персональной ответственности пусть даже 50-процентное сохранение мажоритарной составляющей при выборах. То есть то смешанное избирательное право, которое сегодня должно быть. Оно более соответствует текущему моменту. Применение пропорциональной системы отразится на избирателе не лучшим образом. Главная цель в данном случае — чтобы был зависимый мэр или сити-менеджер. У которого, конечно, будут хорошие отношения с его непосредственным начальником — губернатором. Он будет выполнять только его указания. Правильные они будут, неправильные — дело другое, но это будет только одна точка зрения, которая не будет оспариваться. Опыт других городов, где эта система работает, показывает, что она неэффективна. Поэтому, на мой взгляд, в большей степени это политическое решение, чем решение для наших жителей. В Перми, например, выбрали сити-менеджера, и социально-экономическая ситуация там ухудшилась. Об этом мне буквально на днях рассказывали пермские коллеги-депутаты.
Владимир Евгеньевич, какое решение может быть принято по итогам слушаний? — поинтересовались журналисты.
Что касается итогов публичных слушаний, будет принято решение, отражающее прозвучавшие сегодня мнения. Дальше вопрос рассмотрят депутаты на ближайшем заседании. Юридические последствия предсказать достаточно сложно. По большому счету при любых раскладах мы должны в первую очередь беспокоиться не о своем кресле, а об интересах наших жителей. Надо отбросить личные или политические амбиции и все-таки подумать, что за нами стоят люди, простые омичи, о которых и надо позаботиться, — заключил депутат Герчик.
Амбиции возобладают
Однако остаются большие сомнения, что пресловутые амбиции, личные или политические, в данном случае будут отброшены в сторону. К сожалению, продолжается урезание полномочий местного самоуправления. Оно, как известно, никак не вписывается в железобетонную конструкцию нынешней модели вертикали власти. А вместе с местным самоуправлением ограничиваются и права простых граждан. В том числе права избирательные.
Тот факт, что омский общественник Валерий Титов в одиночку отстаивает в Конституционном суде РФ свои избирательные права, считая, что пропорциональная система их ограничивает, вряд ли говорит в пользу развитого гражданского общества.
В целом, к большому сожалению, наши избиратели по-прежнему уверены, что можно спокойно благоденствовать, не участвуя ни в каких выборах, тем более все равно — по какой системе.