Дискуссия, участники которой обсудили проект строительства на территории Омска завода поликристаллического кремния, состоялась 27 октября в областном Доме журналиста. Впервые лицом к лицу на одной площадке встретились держатели проекта (НПО «Силарус», дочернее предприятие ГК «Титан»), представители областной власти, экологи и общественники, выступающие против реализации широко обсуждаемого в последние месяцы проекта. Принял участие в дискуссии и обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
Проектное решение
Губернатор Омской области неоднократно высказывался о том, что в процессе формирования новой экономической платформы всем экономистам и ученым следует широко информировать омичей о состоянии дел, предваряя их вопросы, не будут ли новые промышленные объекты угрожать экологии региона. На прошедшем круглом столе речь шла в том числе и о проекте по строительству завода поликристаллического кремния, вокруг строительства которого в предвыборный период развернулась широкая полемика.
Предваряя обсуждение, ведущий круглого стола зачитал его участникам обращение главы региона.
— Я не хочу, чтобы Омская область, поддавшись досужим домыслам, уже через пять лет оказалась на задворках научно-технического прогресса. Пока я отвечаю за перспективу развития Омского Прииртышья, из концепции новой экономической платформы не будет убран ни один пункт, — отметил в обращении Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — Или мы обречем область на жалкое существование, лишив ее конкурентных преимуществ, или же, преодолев риторику и ложь оппонентов, будем двигаться вперед, открывая новые предприятия с высокооплачиваемыми рабочими местами по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, которые позволят стабильно пополнять доходные статьи областного бюджета.
На старте дискуссии специалисты НПО «Силарус» познакомили участников дискуссии с технологией производства поликристаллического кремния и пояснили, в какой стадии подготовки находится проект. По словам гендиректора НПО «Силарус» Марины КРАСЬКО, кремниевый проект ГК «Титан» реализован уже практически на 50%. В Казахстане ведется разработка месторождения особо чистого кварца с содержанием кремния до 99,8%, на котором будет ежегодно добываться до 70 тысяч тонн сырья. Также на территории Казахстана уже работает завод по производству металлургического кремния. Третья очередь проекта — завод поликристаллического кремния в Омске мощностью 10 тысяч тонн продукции в год.
При запуске завода поликристаллического кремния в Омске мы будем использовать металлургический кремний из Казахстана, — пояснила Марина КРАСЬКО. — Затем и в Омске предполагается строительство завода металлургического кремния, а также запуск производства фотоэлектрических преобразователей. В настоящее время «Силарусом» выбран поставщик технологии, заказан базовый проект завода поликристаллического кремния, который должен быть готов в марте 2012 года. Сегодня компания занимается выбором площадки. Запуск производства планируется на 2014 год.
Партнерами ГК «Титан» в этом проекте выступили Роснано, Внешэкономбанк. Поддержала проект Российская академия наук. Подготовительная работа проведена весьма тщательно, и заняла она довольно длительное время, даже большее, чем предполагал держатель проекта. Зато, как особо подчеркнула Марина КРАСЬКО, были учтены все возможные нюансы. И проектантам поставлены очень жесткие требования. Как по безопасности самого производства, так и по качеству готовой продукции, поскольку весь поликремний, который будет выпускать омское предприятие, должен быть электронной чистоты.
Экологическая карта
Основные аргументы противников строительства завода поликремния в Омске озвучил один из омских «яблочников», эколог Сергей КОСТАРЕВ, тоже считающий, что размещение такого производства в Омске усилит и без того высокую нагрузку на городскую экологию.
Мы не против развития экономики области и не против развития технологий, которые обеспечивают развитие солнечной энергетики, — сразу обозначил свою позицию Сергей КОСТАРЕВ. — В середине 90-х, когда я сам был работником Госкомэкологии Омской области, я возглавлял группу, проводившую исследование экологической ситуации в Омске. И по завершении исследований был сделан вывод о том, что в городе нельзя вводить никаких новых производств с высокой степенью опасности. И наша позиция сегодня очень простая. Есть миллионный город, который из-за загрязнения воздуха входит в число лидеров по онкозаболеваниям в стране. Мы не хотим подвергать еще большей опасности себя и своих детей. Мы не против завода. Мы за то, чтобы он строился на удалении от Омска.
Прокомментировать точку зрения «зеленых» пожелала почти половина присутствующих на круглом столе специалистов. По мнению первого заместителя министра природных ресурсов и экологии Омской области Александра МАТНЕН-КО, экологи-общественники сами себе противоречат и сваливают все аргументы в одну кучу.
Прежде всего, не могу не ответить на тезис о том, что если на территории существуют экологические проблемы, то на ней не должны вводиться новые производства. Вот этот тезис — он глубоко порочен, -подчеркнул Александр МАТНЕНКО. — Территории, где не вводятся новые производства, становятся свалками для всего остального мира. Что касается кремния, мы, как министерство, где приоритетом является экология, изучали проблему достаточно глубоко. А в процессе изучения темы открылся интересный факт: даже крайне экстремистская экологическая организация «Гринпис», которая не боится вступать в любые конфликты, отстаивая свою точку зрения, не провела ни одной акции протеста против строительства заводов поликремния.
Отметил Александр МАТНЕНКО и многолетний опыт строительства заводов поликремния в США, Германии, Японии, Южной Корее, где не опасаются размещать предприятия в городах и в густонаселенных регионах. Весь мир, включая Китай, уже выработал огромный опыт безопасной эксплуатации подобных производств. Заводы по производству поликремния вынесены в промзоны. И в Омске никто не собирается размещать завод в центре города.
Я могу понять страхи омичей, особенно если их страхи подогреваются различными мифами, слухами и домыслами. На самом деле размещение подобных производств жестко регулируется федеральным законодательством. Санитарно-защитная зона составляет 1000 метров, — дополнил советник гендиректора НПО «Силарус» Борис ЛЕВАНОВИЧ.-Понятно, что любое производство по определению опасно. И дома у нас достаточно источников опасности. Электричество — опасно. Газ — опасен. Лифт — опасен. Но цивилизованный человек тем и отличается от дикаря, что он знает, как жить в техногенной среде. И следует, на мой взгляд, говорить не о потенциальных опасностях, а о том, правильно ли будут учтены в проекте все меры безопасности.
А на этот вопрос, по мнению Бориса ЛЕВАНОВИЧА, можно ответить положительно, поскольку из всех существующих технологических решений ГК «Титан» остановилась на технологии американской компании ОЕ1, которую используют более 10 заводов в США, Японии, Южной Корее и в других промышленно развитых странах. Эта технология гарантирует наивысшую экологическую безопасность проекта. А драконовские меры контроля со стороны федеральных властей за реализацией подобных проектов — это дополнительная гарантия для жителей.
Онкологическая карта
А по поводу опасений общественников на тему потенциального влияния кремниевого производства на здоровье омичей недвусмысленно высказалась профессор Омской государственной медицинской академии и начальник отдела медпомощи, профилактики и реабилитации Минздрава Омской области Марина КОСТЕНКО.
Напомню, что я не только организатор здравоохранения, но еще и доктор медицинских наук, специализируюсь на иммунологии, а если кремний и мог бы нанести какой-то вред здоровью, то через органы дыхания и иммунную систему, подчеркнула Марина КОСТЕНКО. — И сам кремний, и кремний в виде соединений используется в медицине в качестве лекарственного препарата. А производство, практически любое производство, имеет свои риски. Именно для снижения этих рисков и профессиональной вредности у нас существуют контролирующие органы — как областные, так и федеральные. А если говорить об онкопатологиях, я могла бы долго рассказывать о перспективных разработках, которые помогают управлять такими заболеваниями. Они есть и в Омской медицинской академии. Но к теме сегодняшней дискуссии эти вопросы точно никак не относятся. Связи между производством кремния не установлено вообще никакой.
Не удержался от реплики и главный технолог НПО «Силарус» Виктор ДУДКА, напомнивший присутствующим, что онкозаболевания, о которых так много говорят экологи-общественники, вызываются, вообще-то, канцерогенными веществами, а хлор, четыреххлористый водород и три-хлорсилан, которые будут использоваться в технологическом процессе, при всей их высокой химической активности вовсе не относятся к канцерогенам. Эти материалы используются уже 70 лет. За это время воздействие этих веществ на организм человека изучено полностью.
Политическая карта
Политическую черту под бурной дискуссией попытался подвести омский политолог и декан факультета гуманитарного образования ОмГТУ Михаил МАШКАРИН.
Я тоже двумя руками за то, чтобы наш город был чистый. Но давайте посмотрим, кто активно протестует против кремниевого завода? Это партия «Яблоко», ЛДПР и КПРФ. Накануне выборов им просто нечего предложить своим избирателям, вот и приходится критиковать новые предприятия. Так будьте же хотя бы последовательны. Вы же сами говорите, что за 20 лет после развала СССР ничего не построено. В общем я совершенно убежден, что, как только выборы пройдут, все так называемые экологи и общественники сразу забудут о кремнии.
Несопоставимо большую угрозу для экологии Омска, причем не потенциальную, а реальную, представляет автотранспорт, количество которого растет колоссальными темпами, — напомнил присутствующим Александр МАТНЕНКО. — Огромной угрозой стали и стихийные свалки в частном секторе. Да и легальные свалки тоже опасны. Никто не знает точно, какие процессы происходят сейчас на полигонах ТБО в Ленинском и Кировском округах, за которые несут ответственность органы местного самоуправления. Но вопросы свалок и автотранспорта почему-то не будоражат экологическую общественность.
С наличием в Омске экологических проблем согласился и первый заместитель областного министра промышленной политики, транспорта и связи Виктор БЕЛОВ. Но если промышленность за последние годы, по его словам, снизила экологическую нагрузку в разы, то экологическая нагрузка от транспорта это снижение нивелировала. И экологи об этом почему-то молчат. Зато о неких опасностях поликремниевого производства, как посетовал Виктор БЕЛОВ, все рассуждают весьма охотно. Почему?
Ответа на этот здравый вопрос участники круглого стола так и не получили. Оба общественника тему проигнорировали. Эколог Сергей КОСТАРЕВ сделал вид, что не услышал вопроса. Алексей НИКОЛАЕВ, который представлял казачье движение и всю дискуссию просидел, выражая лицом эмоции опытного конспиролога, сделал вид, что обиделся. Мол, ему не дали высказаться. Видимо, и сказать было нечего.