МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ПОШЕЛ НА УБЫЛЬ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ПОШЕЛ НА УБЫЛЬ

Главный финансовый документ Омска обсудили на публичных слушаниях

В минувшую пятницу в городском Дворце детского (юношеского) творчества прошли публичные слушания по проекту бюджета Омска на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. Наряду с представителями муниципалитета, в прениях выступили руководители городских учреждений, общественных организаций, партийные активисты, жители Омска.
Директор департамента финансов и контроля администрации г. Омска Богдан МАСАН, который за последние недели много раз выступал по проекту муниципального бюджета, отметил, что он «соответствует федеральным бюджетным нормативам и сохраняет социальную направленность». Доходы бюджета Омска на 2012 год запланированы в размере 10,5 млрд рублей, расходы — 11,4 млрд рублей. Дефицит бюджета составит 10% (836 млн рублей) от доходов, без учета безвозмездных поступлений. Кстати сказать, бюджет 2011 года изначально принимался с доходами в сумме 12,6 млрд (на данный момент бюджет-2011 по доходам составляет почти 14,5 млрд рублей) и расходами — 13,07 млрд рублей, дефицит составлял порядка 400 млн рублей.

Вице-мэр пояснил, почему бюджет Омск не досчитается значительных средств. По сравнению с 2011 годом, объем городской казны снизится на 2 млрд рублей из-за сокращения целого ряда доходных источников. Например, из-за изменения с 1 января 2012 года кадастровой оценки земельных участков в городе прогнозируется снижение поступлений на 44,4% по земельному налогу. Помимо 2-миллиардного сокращения бюджета, есть еще один минус на ту же сумму. Наиболее острым, по мнению многих участников слушаний, остается вопрос необходимости предоставления субсидий областному бюджету на содержание учреждений здравоохранения в размере около 2 млрд рублей (так называемый отрицательный трансферт). В целом бюджет города «просядет» заметно. Сегодня всем понятно, что сложившаяся практика изъятия и перераспределения налогов муниципальных образований ничего хорошего им не сулит. А ведь это продолжается из года в год. Новый бюджет-2012 с его 10,5 млрд доходов против нынешнего бюджета-2011 с его 14,5 млрд по той же статье выглядит как насмешка над здравым смыслом.

На фоне доклада о безрадостных финансовых перспективах Омска сдержанными по тональности были и выступления содокладчиков. Директор департамента экономической политики Сергей СИНДЕЕВ отметил, что в 2011 году продолжалось посткризисное восстановление омской экономики. В целом, по его словам, ряд ключевых экономических показателей, среди которых объем промышленного производства, оборот розничной торговли, объем платных услуг населению, демонстрирует значительный рост. Хотя по-прежнему ниже докризисного уровня остаются инвестиции в основной капитал, а также объем строительных работ и услуг. Городу необходимо поступательно развиваться по всем направлениям, потому что население увеличивается. И за счет роста рождаемости, и за счет миграционных процессов. По предварительным данным Всероссийской переписи населения, численность жителей Омска на начало 2011 года составила 1154,0 тыс. человек. При сохранении положительных тенденций прогнозируется увеличение численности населения города в 2012-2014 годах.

Директор департамента городского хозяйства Владимир СВИРИДОВ сообщил,
что в настоящее время на территории Омска осуществляют деятельность 66 управляющих организаций, обслуживающих в совокупности 9374 многоквартирных дома. ТСЖ и ЖСК как способ управления выбрали жильцы 3900 домов. Одной из важнейших задач является продолжение в 2012-2014 годах работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в том числе реконструкции домов первых массовых серий. На эти цели в бюджете города планируется выделить более 650 млн рублей. Кроме того, омская мэрия рассчитывает получить дополнительное финансирование на проведение капремонта из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, действие которого продлено до 2013 года, за счет перераспределения средств, не освоенных другими регионами. Омск, как известно, все последние четыре года полностью осваивал федеральные средства по программе капремонта многоквартирных жилых домов.

По словам отвечающего за социальную сферу вице-мэра Владимира КУПРИЯНОВА, расходы на отрасль в 2012 году сохранятся на уровне года текущего. Он отметил рост числа учащихся в омских школах, успешное внедрение современных информационных технологий в деятельность учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д. Различным социальным группам населения оказывается адресная материальная поддержка, хотя очевидно, что при сокращении бюджета в 2012 году вряд ли удастся сохранить ее на прежнем уровне.

В прениях было заметно, что далеко не каждый из записных ораторов разбирается в предмете обсуждения. За исключением немногих. Однако даже неспециалистам было ясно, что вынужденный секвестр городского бюджета никого из жителей Омска не обрадует. Прозвучали риторические вопросы о несправедливом соотношении бюджета области (52 млрд рублей) и города (10,5 млрд рублей) и о том, что бюджетная обеспеченность жителей мегаполиса, где проживает большинство жителей региона, явно недостаточна и даже неконституционна. А известный общественник Игорь Басов предложил и вовсе не принимать бюджет в таком виде.

Действительно, существующие межбюджетные отношения привели к тому, что государственные функции по обеспечению жизнедеятельности ряда ключевых отраслей муниципалитет выполнять будет просто не в состоянии. Многие жители считают, что ситуация создана искусственно, и город не должен из года в год лишаться доходных источников. А оптимисты и вовсе уверены, что на самом верху есть понимание в необходимости разрешить финансовые проблемы муниципальных образований в ближайшее время.