ТРИДЦАТЬ СВАДЕБ В ОДНОМ ЗАЛЕ ПОКАЗАЛИ УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ

ТРИДЦАТЬ СВАДЕБ В ОДНОМ ЗАЛЕ ПОКАЗАЛИ УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ

Межнациональный фестиваль свадебных обрядов собрал в Доме дружбы 11 декабря больше 340 участников. Песни, игры, танцы, обычаи, пироги и сладости - на празднике были представлены все атрибуты широкого семейного праздника с национальным колоритом

Широкая, разгульная, весёлая — так всегда описывают свадьбу. А уж если в одном месте в одно и то же время проходит несколько десятков свадеб, то веселье через край так и хлещет. Концерт «Свадебный круг» Третьего областного межнационального фестиваля свадебных обрядов начался с хмельной братины — круговой чаши, от которой каждый гость на пиру отхлебывает по очереди и желает здоровья молодым. Около 30 творческих коллективов национально-культурных центров и организации на одной сцене показали особенности свадебных обрядов разных этносов.

Плётка, нож и шуба наизнанку

Приехал казак с дружкой за суженой своей, а подружки невесты выкуп требуют. Да еще и припевают: «Как на дружке да кафтан — чёрт по месяцу таскал, как на дружке да шапчонка после старого чертёнка». Дружка на насмешки не обижается, ведь такие песни и частушки — необходимая часть свадебного обряда казаков. Не обижается и чувашская невеста, к которой жених с плёткой подходит. Он ударяет наречённую, конечно, слегка — по древним чувашским поверьям, этот жест отгоняет злых духов.

От злых духов уберечь невесту, находящуюся на пороге новой жизни, старается каждая нация. В Мордовии, заслышав свадебный поезд, выбегают братья и сестры невесты, продают ворота и крыльцо, а сват, чтоб не сглазили, три раза ножом крестит невесту и землю перед ней. После молодые отправляются во двор жениха, где их встречает хмельной чашей родственница в вывернутой наизнанку шубе и шапке, называемая Медведем. Под конец обряда, как ни сопротивляется мордовская невеста, жених надевает на ее голову женский платок — теперь ей не носить больше девичий убор.

Липы в венках и яблоки на саблях

В латышском хуторе свадьба — действо, неразрывно связанное с природой. По дороге в дом жениха невеста приговаривает: «Здравствуй, хутор жениховый, здравствуй, дорога, здравствуй, лес. Пришла я к вам с подарками. Липоньке — золотой веночек, дубочку — серебряный, березкам — красивую тесемку, а ивушке -золотое колечко. Примите меня как родную». Участники свадьбы раздают гостям маленькие букетики, а на фестивале даже сидящим в зрительном зале достались нежные цветы в зимний день.

В армянской деревне свадьба длилась три дня: в пятницу в доме жениха готовили быка, и это тоже была часть обряда.

— На свадьбу резали именно быка, а не корову, — рассказала руководитель культурно-образовательного сектора омского отделения Союза армян России Анаит САРОЯН. — Перед тем как зарубить, шею животного украшали гирляндами из яблок. Яблоко — особый фрукт в земледельческой культуре армянского народа, и в свадебном обряде он фигурирует несколько раз. На второй день, когда жених уже встречается с невестой, неженатый младший брат жениха или один из его друзей выносит в танце саблю с яблоком на острие. Сабля сплошь обвита лентами — режущих краев не видно, и этот оберег изгоняет нечисть, которая может помешать счастью молодых. А яблоко на острие — пожелание и символ плодородия и богатства.