Если предыдущий этап можно назвать подготовительным, то теперь подрядчик переходит непосредственно к строительству. Одним из основных объектов этого года станет входящий в состав гидроузла судоходный шлюз.
Уместно напомнить, что инициатором строительства Красногорского гидроузла выступил губернатор Леонид Полежаев. Этот стратегический проект, который, по сути, призван спасти Иртыш, имеет важное народнохозяйственное значение.
С того момента, когда на стройплощадке была забита первая свая, прошло восемь месяцев. За это время строители проделали большой объем подготовительных работ. Полностью очистили от растительности Красногорский остров. Проложили подъездные дороги. Подготовили котлован. Отсыпали перемычки, возвели оградительную дамбу для левобережной водосливной плотины. Средства, которые были выделены на реализацию проекта в прошлом году из федерального и областного бюджетов, освоены в полном объеме. В общей сложности это 636,3 млн рублей.
Проектировал плотину, а теперь осуществляет авторский надзор за строительством объектов гидроузла ОАО «Мособлгидропроект». По словам его генерального директора Олега Тарасова, подготовительный этап прошел достойно. Единственным отступлением от графика стал перенос начала работ по бетонированию котлована левобережной плотины. Задержка связана с тем, что по ходу дела пришлось менять технологию уборки льда и откачки воды. Но такие ситуации, когда появляются вопросы, которые нельзя было предусмотреть при проектировании, Олег Тарасов считает вполне естественными.
Сегодня работы на месте будущей левобережной плотины продолжаются Параллельно ведется разработка котлованов для судоходного шлюза. Именно эти два объекта должны быть построены в первую очередь. С их вводом в эксплуатацию появится возможность, не мешая судоходству, перекрыть основное русло Иртыша и приступить к возведению правобережной плотины.
Техника на важнейшем инфраструктурном объекте не останавливается даже в лютый мороз. Со смотровой площадки, где остановилась наша машина, видно, как вдалеке копошатся, вынимая грунт, экскаваторы и бульдозеры, снуют туда-сюда самосвалы.
— Мы работаем строго по плану, — говорит заместитель генерального директора генподрядной организации НПО «Мостовик» Михаил Федяев. — Чтобы не срывать сроки, создаются производственные запасы всех строительных материалов. По щебню — не менее чем двухмесячный, по арматуре — месячный.
У подрядчика нет проблем с финансированием. Фактически областные власти авансируют стройку. По словам первого заместителя председателя правительства области Валерия Бойко, график финансирования Красногорской плотины из областного и федерального бюджетов расписан вплоть до 2014 года. Общая сметная стоимость строительства объектов гидроузла в этом году составит 2,370 миллиарда рублей. Треть этой суммы — 762 миллиона — выделяет область, остальное — федеральный центр.
На гидроузле сложилась, можно сказать, идеальная ситуация. Есть и финансирование, и необходимая документация.
— Редко какая стройка разворачивается в таких комфортных условиях, — считает Олег Тарасов. — Это долго строящийся объект. Обычно в начале реализации таких проектов рабочая документация поступает по частям, лишь незначительно опережая этапы строительства. А здесь весь пакет документов полностью сформирован заранее. Только работай. Строительство крупнейшего гидротехнического сооружения России, как и других важнейших инфраструктурных объектов региона — метрополитена и международного аэропорта Омск-Федоровка, находится на личном контроле у губернатора Леонида Полежаева. Возведение гидроузла решит не только проблему устойчивого водоснабжения Омска и сельских районов, которые испытывают сегодня дефицит качественной питьевой воды. В регионе будут созданы нормальные условия для судоходства, что позволит значительно увеличить объем грузоперевозок речным транспортом Завершить строительство Красногорского гидроузла планируется к 300-летию Омска.