НЕЮБИЛЕЙНЫЙ РАЗГОВОР

НЕЮБИЛЕЙНЫЙ РАЗГОВОР

В план празднования 300-летия Омска необходимо вносить коррективы

В субботней телепередаче «Актуальный разговор» на ГТРК «Иртыш» в прямом эфире состоялось обсуждение хода реализации основных мероприятий Плана празднования 300-летия города Омска. Экспертами передачи выступили депутат Государственной думы РФ Виктор ШРЕЙДЕР и почётный гражданин г. Омска Юрий ГЛЕБОВ.

В передаче также принимали участие руководители департаментов городской администрации, омских общественных организаций, депутаты горсовета. Некоторые фрагменты «Актуального разговора», представляющие несомненный общественный интерес, мы предлагаем вниманию читателей.

СПРАВКА «ВО»

Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина «О праздновании 300-летия г. Омска» был подписан 11 января 2007 года. Во исполнение этого указа появилось распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2008 года, подписанное опять же Владимиром Путиным, в ту пору премьер-министром, предусматривающее четко прописанный план основных мероприятий празднования юбилея Омска.

В. Ф. Шрейдер: Указ президента был подписан за девять лет до даты празднования юбилея в 2016 году. Достаточный период для подготовки. Но, к сожалению, часть времени уже упущена. Соответственно, упущены некоторые возможности, и в оставшийся период надо приложить максимум усилий для того, чтобы план мероприятий правительства РФ был выполнен в полном объеме. А это ни много ни мало 90 миллиардов рублей. Поэтому здесь есть предмет для взаимодействия всех ветвей власти. На всех уровнях депутаты должны активно поработать — депутаты Госдумы от Омской области, депутаты Законодательного собрания, которые пока дистанцируются от решения этой проблемы, депутаты городского Совета.

Ю. Я. Глебов: В принципе, план празднования юбилея — наша общая задача, которая стоит не только перед городской властью, но и перед регионом. Значит, в решении этой проблемы активное участие должна принимать и областная власть. И в этой связи надо пояснить зрителям, сколько из предусмотренных на юбилейные мероприятия денег освоено, как они вообще распределяются по направлениям.

МЕТРО И АЭРОПОРТ

СПРАВКА «ВО»

Общий объём финансирования в течение восьми лет должен составить 90 млрд рублей. В плане мероприятий предусмотрено, что 31 млрд рублей из этой суммы будет выделен из федерального бюджета, 8,6 млрд — из муниципальной казны. Прописано обязательное участие бюджета области и средств частных инвесторов. Всего в плане мероприятий 43 пункта. Самые значимые и затратные из них три: строительство первой очереди Омского метрополитена (30,5 млрд руб.), строительство объектов инженерной инфраструктуры в Омске (21,1 млрд руб.) и возведение Красногорского водоподъёмного гидроузла (8,5 млрд руб.).

В. Ф. Шрейдер: Если распределить эту сумму, по сути, нужен еще один бюджет города, параллельный, чтобы решать проблемы 300-летия и уложиться в сроки и в объемы. Задача очень сложная. Насколько мне известно, пока ни федеральный бюджет, ни региональный не предусмотрели необходимые объемы не только чтобы наверстать упущенное, а даже хотя бы выполнить программу 2012 года, которая определена планом мероприятий. Это тоже большая проблема. Вот если только коснуться проблемы метро, свыше 30 миллиардов необходимо, чтобы построить первую очередь метро. Разбросав эту сумму на оставшиеся четыре года, получим как минимум по 7 миллиардов рублей на год. Где эти 7 миллиардов? Если вы посмотрите бюджет региональный, если вы посмотрите субсидии или субвенции бюджета федерального, вы этого объема не найдете. Это предмет для работы, предмет для того, чтобы решать в московских кабинетах эти вопросы. Точно так же я могу говорить о любом другом направлении.

Ю. Я. Глебов: Основные деньги предусмотрены на строительство трех объектов, которые изменят ситуацию в городе. Первый — это метрополитен. Судя по тому, как идут дела и нет технической документации на его перепроектирование… Сегодня туда заложены 600 миллионов рублей — для чего? Давайте лучше вложим их в коммунальное хозяйство, в развитие сетей — это будет что-то ощутимое. А мы вложим деньги в метро, но его к 2016 году точно уже не будет. Аэропорт — второй объект, который должен быть построен ко дню 300-летия. Однако уже очевидно, что к 2016 году ничего не будет построено. Наконец, гидроузел. Это тоже еще полуфабрикат, потому что нет документации, не решены вопросы по коллектору и т. д. Так давайте не будем говорить о тех 90 миллиардах рублей, которые нам сегодня давали бы, кажется. Давайте сосредоточим деньги на другом. Не 600 миллионов на метро — а пустим их на объекты коммунального хозяйства, на дорожные развязки, на всякие другие дела. Вот о чем надо говорить и корректировать ту программу, которая у нас была изначально, потому что область не справилась со своей задачей.

В. Ф. Шрейдер: Хотел бы поддержать эмоциональное выступление Юрия Яковлевича. Действительно, есть необходимость пересмотра плана мероприятий. Время ушло, ситуация изменилась, в конце концов, изменилась экономика. Вот у меня на руках протокол последнего заседания оргкомитета от 24 октября 2010 года — а такой есть, и возглавляет его министр экономического развития России Набиуллина. Ни один пункт не выполнен, совершенно официально заявляю. И поздно, как там записано, рекомендовать выполнение юбилейных мероприятий. Уже поздно. Надо действовать. Поэтому я через две недели буду встречаться с Набиуллиной и настаивать на заседании оргкомитета по Омску.

Необходимо следующее: во-первых, внести корректировки в план юбилейных мероприятий, во-вторых, решить вопросы их софинансирования. Будут деньги — и вопросы будут решаться. Тогда и путепровод по 21-й Амурской достроим, и построим первую очередь путепровода по Торговой, которую мы бы построили еще в прошлом году, если бы область не отказалась от федеральных денег. Много чего надо успеть, а время уходит. До юбилея осталось меньше четырех лет.

ВЕТХОЕ ЖИЛЬЁ И ЛИФТЫ

Валерий Титов, председатель комитета ветеранов войны и военной службы ЦАО г. Омска, адресовал два вопроса В. Ф. Шрейдеру: «Желтая, как называют наши ветераны, пресса обвиняла вас в бытность мэром, что вы не подали список домов, подлежащих расселению, из-за чего страдают жильцы. Правда ли это? И второй вопрос. Свыше тысячи лифтов в городе требуют замены. Чтобы заменить один лифт, надо более миллиона рублей, жильцы такую сумму явно не потянут. Как решать этот вопрос?»

В. Ф. Шрейдер: По части расселения обвинения абсолютно неправильные. У города есть программа расселения из ветхого и аварийного жилья. Все необходимое с точки зрения оформления документации давно готово и передано. Кстати, на заседании оргкомитета по подготовке 300-летия, на протокол которого я ссылался, рекомендовано и федеральным властям, и региональным решить вопрос финансирования капитального ремонта и расселения жилого фонда города Омска в объеме 3,2 млрд рублей. Докладываю официально: вопрос не решен. Поэтому это предмет, с одной стороны, для корректировки планов, а с другой стороны — настойчивых действий всех уровней власти, прежде всего региональной. Муниципалитет не дистанцируется. У города есть своя программа, и в прошлом году расселение ветхого и аварийного жилого фонда проводилось только за счет бюджета города Омска. Присутствующие здесь депутаты горсовета могут подтвердить, что на расселение десятки миллионов рублей были выделены. Ни федеральный бюджет, ни региональный в прошлом году не участвовали в программе расселения в городе.

Теперь о лифтах. Количество неработающих лифтов на данный момент 1907. Цена вопроса при замене одного лифта -1,2-1,3 млн рублей, в зависимости от того, у кого приобретать. Если вы внимательно слушали последний «Губернаторский час», губернатор сказал, что мы не будем в рамках 94-го Федерального закона решать вопрос приобретения, мы купим у того, у кого хотим. Ну, это прямое нарушение закона, какой бы он ни был. Я уважаю губернатора, но не могу согласиться с его подходом в части решения вопроса таким образом. Хотелось бы, чтобы были выполнены обещания губернатора о замене 200 лифтов в городе в этом году.

Александр Мясников, председатель финансово-экономического комитета Омского городского Совета: Я заглянул в статистику и сообщаю вам, какой налоговый потенциал у города Омска и Омской области. За 11 месяцев 2011 года с территории Омска собрано 86 млрд рублей налогов плюс 5,6 млрд рублей со всех районов области. Как эти средства распределяются? 28,5 млрд забрала Москва, это федеральные налоги. 51 млрд рублей поступил в региональный бюджет, 7,8 млрд — в муниципальный бюджет. Конечно, деньги мы зарабатываем, и деньги есть. Их нужно консолидировать и направить в нужное русло, в том числе на подготовку празднования 300-летия Омска.

Ю. Я. Глебов: Касаясь подготовки к юбилею города, хочу напомнить еще вот о чем. У нас много предприятий, которые в последние годы ожили, встали на ноги. Считаю, они могли бы выработать с городом совместную программу подготовки к 300-летию. Помимо официального плана.
Вот такой неюбилейный разговор получился в прямом эфире ГТРК «Иртыш». Чувствуется, что он назрел. Действительно, по мере приближения юбилея города на душе становится как-то тревожно: успеем ли подготовиться должным образом к знаменательной дате? Нельзя не согласиться с участниками этого актуального разговора — пора от слов перейти к делу. Время не ждет.