Какие перышки, какой носок!..
Конечно же, гордость омских голубятников — своя, «домашняя» порода, выведенная в середине прошлого века на основе ростовских качунов и местных пород. Она так и называется: : омская статная белая. Одним из её «прародителей» считается Иван Фёдорович Зевакин — старейший голубевод. Омская порода по сей день считается одной из самых ценных — голубятники за ней гоняются. Почему? Да всё просто: эти голуби ну очень красивые! Правда, сегодня среди представителей этой породы есть не только белые, но и с чёрным, красным, жёлтым оперением. Хотя официальный стандарт зарегистрирован пока только на белых — первенцев!
Описывая этих птиц, Владимир Борисович Шишковский старался найти самые восторженные эпитеты. У омских статных красивый высокий лоб, широкая и короткая головка с чубом, белый клюв на кончике слегка загнут, носик правильно поставлен… Прямо как у симпатичных людей — правильные черты лица!
Понятно, что эта порода -декоративная, на улицах такие голуби не летают. Хотя, говорят, раньше в деревнях омские статные летали, кувыркались, играли в небе, как и другие представители турманов. Теперь они всё больше сидят в вольерах, голубятники их боятся выпускать… Ведь сегодня мало кто из них держит большие стаи голубей. Есть сорок-пятьдесят голов — уже хорошо. А чтобы породу сохранить, надо держать очень большое семейство. У Шишковского почти три сотни голубей, у председателя 0000 «Голуби Омска» Виктора Грекова — около пятисот. Но и им, скажем, до масштабов голубиных ферм, какие в порядке вещей в Германии, далеко.
Мне довелось побывать на такой ферме, где находилось до пяти тысяч голубей, — заметил Шишковский.- Но просто так туда с улицы не зайти. Чистота поддерживается стерильная, только надев специальную одежду, маску, бахилы, можно попасть внутрь… Вообще, в Старом Свете совсем другое отношение к голубям, другая культура, там голубятни стоят на центральных площадях — старинные красивые каменные сооружения, и никто их не сносит. А у нас нельзя без проблем получить разрешение, чтобы поставить обычную голубятню. У многих, у меня в том числе, голуби живут в гаражах.
Мирная птица умеет биться
Многие из нас склонны принимать без оговорок разпного рода стереотипы и мифы. Один из них касается голубей: считается, что они являются символом мира, а значит, эти птицы — сами по себе очень миролюбивые создания. По словам Шишковского, это так, да не совсем. С одной стороны, голуби в своих владениях вполне спокойно уживаются с перепёлками (да и как иначе, если те усердно уничтожают в их гнёздах всяких насекомых). У некоторых по соседству с голубиными вольерами стоят клетки с фазанами, попугаями, горлицами. В голубятне Шишковского как-то всё лето с голубями жил залётный попугай, до самых морозов грелся между «статников»…
Но когда дело коснётся голубиного гнезда, между собой они могут драться за территорию до последнего — пока не прольётся кровь. В практике Владимира были случаи, когда голуби в таких разборках забивали насмерть друг друга. Однажды он по неосторожности положил уже подросшего птенца в другое гнездо (ну некуда было его деть!), голубка подкидыша приняла спокойно. К слову, самка сидит на гнезде 20 часов, а самец — всего четыре часа, но голубь за эти четыре часа превратил чужого птенца в месиво…
Зная нрав своих питомцев, я бы не стал категорично заявлять, что голубь — мирная птица. Внешне — красивый, белый, пушистый, но характер у каждого свой, порой очень крутой! — заключает он. — Хотя может случиться и так, что один голубь будет кормить всех птенцов подряд (из клюва в клюв полупереваренной пищей), пока сам замертво не упадёт…
Голубятня -не роскошь…
Разумеется, и самому голубятнику непросто прокормить пернатую стаю. Запас кормов должен быть не только большим, но и разнообразным. Зимой птицы предпочитают ячмень и пшеницу, это зерно занимает в рационе голубей примерно 70%. Однако Шишковский, опираясь на многолетний опыт, в январе-феврале сажает их на диету — даёт один ячмень. Говорит, если в эту студёную зимнюю пору баловать их разнообразием, то они начнут садиться на яйца, да только результата не будет. Ну а как спадут морозы, в их рационе обязательно появятся горох, просо, рапс, вика, семечки, кукуруза, гречка, разнотравье и минеральные добавки, а ещё кирпичная мука, камешки, песок, речные ракушки… В каких объёмах нужен этот продовольственный запас, нетрудно представить. Например, он затарил на зиму для своих крылатых питомцев тонну с лишним ячменя, больше тонны пшеницы, плюс несколько мешков гороха, рапса и четыре мешка проса… Понятно, что корма обходятся дорого. И эти затраты, увы, не всегда окупаются. Но, перефразируя известное выражение, можно сказать: кто не тратится на птиц, тому не видать настоящего счастья голубятника.
Спросите, сколько же стоит одна хорошая птица, какие деньги можно за неё выручить? По-разному, кому как повезёт… К примеру, в прошлом году в Омске самую дорогую голубку (разумеется, белую статную) один известный голубевод продал за 70 тысяч рублей. А потом ещё четыре отдал за 100 тысяч рублей… Но такая удача случается редко, да и голубятники не из тех, кто старается сколотить на своих питомцах большие деньги. Говорят, самая ходовая цена — 500 рублей за голову. Считается; если берут за пятьсот, надо отдать! Спорить, торговаться не стоит, поскольку, как подскажут знатоки, голубь — птица глазливая, и некоторые голубятники очень боятся сглаза. Понятно, что омские голубятники сами за такие деньги птицу не купят — у них таких денег просто нет. А вот иногородние или столичные любители, что называется, за ценой не постоят…
Одна, но пламенная страсть…
— Одно могу сказать точно, — предвосхищая вопрос, заметил Шишковский, — на этом занятии коммерции не сделаешь. Если голуби себя кормят — прекрасно, больше от них и не надо требовать. Но их нужно любить
крепко, по-настоящему, как верных друзей.
И, конечно, быть при них, отдавать им силы, время, тепло души. Порой себя даже в чём-то ограничивая, ущемляя. Конечно, не каждому под силу такое занятие, да и не в каждой семье домочадцы могу понять и принять такое увлечение (хотя, пожалуй, слово «привязанность» будет точнее), у некоторых на «голубиной» почве браки распадаются. А голубей не бросишь, от них нельзя надолго уйти-уехать — кто-то должен о них заботиться!
Кто же они — омские голубятники? Люди самых разных профессий. Пожарные, стражи порядка, врачи, педагоги, строители, таксисты, инженеры… Чаще всего они даже не знают фамилий друг друга, используя в общении только прозвища: Мент, Газовик, Тракторист, Ветеринар, Массажист, Инкассатор… Жаль, конечно, что молодёжи среди них мало, уходят династии голубеводов. Это раньше, если отец занимался разведением голубей, сын непременно продолжал его дело, а теперь, увы, пацанов в голубятню ни за какие коврижки не заманишь. Вот и держат голубеводы со стажем своих питомцев до последнего, продают, когда уже от пенсии не получается ничего сэкономить или когда уже нет ни сил, ни здоровья. Но, по словам Шишковского, даже если старые голубятники продают своих голубей, их всё равно к ним тянет. Они кормят понемногу голубей на улице, скрепя сердце, едут в выходной на Хитрый рынок, чтобы только пообщаться со «своими», посмотреть на птиц…
СПРАВКА «ВО»
Объединение омских голубятников, развалившееся после перестройки, начало вновь срастаться в «нулевых». В 2007 году был создан клуб «Омские статные голуби». А в январе 2011 года в юстиции была зарегистрирована Омская областная общественная организация голубеводов «Омские голуби». V организации есть свой флаг и эмблема. В прошлом году на правах её структурных подразделений (филиалов) были зарегистрированы Тарский клуб голубеводов, клубы «Омские спортивные (почтовые) голуби» и «Бойные голуби», Полтавский клуб голубеводов.