ОБЕЛИСК СРЕДИ ТАЙГИ

ОБЕЛИСК СРЕДИ ТАЙГИ

Сказки и легенды о несчастной любви, какому бы народу они ни принадлежали, обычно имеют схожий сюжет

Сговорятся меркантильные родители юной красавицы о ее браке со страшным и старым богачом, а доводы дочери о том, что она любит другого, молодого и красивого, хотя и небогатого паренька, даже слушать отказываются. И что остается после этого девушке? Только дождаться ночки потемнее и броситься в омут головой. Плачут, убиваются на ее похоронах мать с отцом, которые теперь уже на все согласны, а исправить ничего не могут — поздно. Зато другим родителям наука.

О могилке девушки в дремучем лесу Тарского района, погибшей из-за большой любви, я услышал в рейсовом «пазике» «Усть-Ишим -Тара». О ней мне года четыре назад рассказали две очаровательные студентки Тарского филиала Омского педагогического университета.

Но красавица, погибшая от несчастного случая, была не простой крестьянкой, а татарской принцессой. Поэтому раскаявшиеся родители над ее могилой водрузили не обычное надгробье из дерева, а большой каменный памятник. Века стоит мраморный обелиск среди тайги и не стареет. Тот обелиск, если верить моим собеседницам, обладает мистической силой.

Не скрою, я порывался найти то погребение принцессы, но не удавалось. Кого бы из тарчан ни спрашивал, никто дороги не знает. А потом судьба свела меня с директором Омского музея образования Игорем Скан-даковым. Он уже многие годы каждое лето проводит на территории Тарского района, занимается там археологическими раскопками. Оказывается, что в нем рассказы о могиле девушки тоже пробудили профессиональный интерес. И он провел небольшую исследовательскую работу.

Вот что я узнал от ученого. Когда-то на правом берегу Иртыша между селами Киргап и Междуречье располагалось богатое татарское село Айткулово (на картах его название еще сохранилось). Вплотную к селу примыкало большое кладбище. На нем и находится могилка с мраморным надгробьем. Но только согласно той легенде, которую слышал Игорь Евгеньевич от бывших айткуловцев, под белым могильным камнем лежит не юная девушка, жертва несчастной любви, а девочка-подросток — жертва несчастного случая. Ее отец, богатый торговец, водил по Иртышу караваны с товарами из Бухары. Однажды неподалеку от Айткулово девочка упала за борт купеческого дощаника и утонула. На следующий год отец привез из Бухары мраморную плиту, которую установил на могиле дочери.

На плите выбито три строчки текста арабской вязью. Ее-то расшифровка и показала, что на самом деле под могильным камнем лежит не девушка, а мужчина. И, если учитывать символическое значение белого мрамора, то он, скорее всего, являлся духовным просветителем, миссионером. Три строчки вязи гласят следующее:

«Абухака Атара
аш-Саттара.
Сына душе упокоение.
Благословение Аллаха.
1891 год».

За точность перевода, кстати, Скандаков не ручается. Человек, который его осуществил, не является профессиональным арабистом.

В тридцатые годы двадцатого столетия, в разгар борьбы с религией, айт-куловские комсомольцы под предлогом, что плита «водит», то есть дурманит человеку голову и тот блудит по тайге, пытались вырвать надгробный камень из земли. Он не поддался.

Версию о том, что современные девушки ездят к могиле за помощью в делах любовных, Игорь Евгеньевич отмел, как говорится, с порога. Это очередная, хоть и современная легенда. Ученый, правда, не отрицает свое невольное участие в ее рождении. Могильный камень находится в глубине территории кладбища. Постороннему человеку найти его почти невозможно. Тропинку к могиле знает один он, Скандаков. Иногда возит на экскурсию к надгробному обелиску группы студенческой молодежи. Видимо, благодаря таким поездкам и появилась легенда о мистической силе обелиска.

Из странностей, связанных с могильной плитой, ученый отметил одну, которая не поддается логическому объяснению. Над кладбищем не раз и не два бушевал лесной пожар,проносились сильные вихри. Поэтому кладбище густо завалено стволами рухнувших деревьев. Но на могилу не упало ни одного дерева. При этом для мрамора стихийные бедствия не прошли все-таки даром. Молочная белизна камня утрачена. Он покоричневел и потемнел от огня пожаров.

Необходимо сделать одно добавление. На кладбище татарского села Сеитова, которое находится в 25-30 километрах южнее Айткулова, свободно, то есть не над чьим-то определенным погребением, а сам по себе лежит огромный кусок мрамора в центнер весом. Молва гласит, что он должен был использоваться как обелиск на могиле человека, совершившего паломничество в Мекку, и что на одной из сторон камня есть арабские письмена. Однако я сам на пару с местным жителем Рауилем Агафуровым осматривал тот камень. Мы ничего не обнаружили. Возможно, в Сеитово слышится отголосок реальных событий, которые, однако, случились не в данном селе, а в существовавшем когда-то Айткулово.