Предыстория
Впрочем, учитывая неблагоприятную ситуацию с окружающей средой в мегаполисе, экология у нас немедленно переходит в разряд проблем общественно-политического свойства. Аналогии напрашиваются сами собой. Вспомним, как в конце 80-х — начале 90-х активисты движения «Зеленый город», боровшиеся против строительства мусоросжигающего завода и выбросов нефтезавода, проводили подобного рода акции, поддерживаемые значительным числом жителей города. Лозунги экологические тесно смыкались с лозунгами политическими. В результате «мусорку» так и не построили, а выбросы нефтезавода, действительно, значительно сократили. А некоторые из активистов, педалировавших экологическую тему, стали публичными политиками, как, например, народный депутат СССР Алексей Казанник. Очевидно, что общественность могла и может повлиять на состояние окружающей среды в Омске.
День сегодняшний
Спустя два десятилетия проблемы экологии вновь в центре общественного внимания.
Строительство кремниевого завода в черте города при активной поддержке областного правительства вызывает серьезную озабоченность омичей. При этом стороны используют аргументы, не оставляющие сомнения в правоте. Однако насколько они убедительны?
Областные власти, и прежде всего губернатор, снобистски заверяют, что строительство кремниевого завода группой компаний «Титан» — сугубо дело специалистов, и нечего в него лезть всяким «зеленым» и прочим «непосвященным». Извините. Дышать-то вредными выбросами (а производство кремния по определению вредное) простым жителям, и они имеют право выступать против такого производства. Омск, даже с парализованной промышленностью, остается в топ-списке городов-миллионников с неблагоприятной экологией. А по онкологическим заболеваниям мы и вовсе в лидерах! Осталось догнать Нижний Тагил и благополучно вымереть. Такая перспектива никого не прельщает.
Мировой опыт
Нам говорят, что нет ничего страшного в близости кремниевого завода к городу, дескать, есть такие примеры в Европе и Китае. Да, есть в Италии заводик близ го рода-курорта, но не производящий, а перерабатывающий, что далеко не одно и то же. В Китае к природоохранным мерам относятся и вовсе наплевательски, там и думать не хотят, чтобы подписать Киотский протокол по ограничению вредных выбросов в атмосферу.
Если же брать в качестве образца кремниевые заводы в США, там они все расположены далеко от крупных городов. То есть лоббисты кремниевого производства в Омске не говорят всей правды населению. Как не говорят о том, что в результате протестов жителей Абакана, где хотели построить аналогичный кремниевый завод, местные власти от этой затеи отказались.
Эфемерные плюсы
Региональное правительство уверяет, что появление завода решит проблемы безработицы. Мужчины перестанут ездить на северную вахту в Тюмень, будут трудиться здесь. Однако занятость на кремниевом производстве не требует наличия многих тысяч рабочих. Напротив, на известных заводах в США численность персонала отнюдь не велика.
Но самое главное, на чем стоят сторонники строительства кремниевого завода в Омске, -это предполагаемый рост налоговых поступлений в бюджет региона. Вроде бы звучит убедительно. А по сути? За последние двадцать лет все лакомые куски омской промышленности были выведены за пределы областной юрисдикции, предприятия перерегистрированы в столичных городах. Крупнейший налогоплательщик — нефтеперерабатывающий завод — оставляя в Омске дым и копоть, налоги платит в казну Санкт-Петербурга. Совсем недавно из города ушел и завод технического углерода… вместе с налогами.
И, кроме того, очень сомнительными представляются выгоды жителей города от увеличения бюджета области. Правительство региона все последние годы держало муниципалитет на голодном финансовом пайке — чего же ждать Омску с появлением очередного вредного производства?
Экологические «прелести»
Нефтеперерабатывающий завод известен, в частности, еще тем, что два года без разрешений вбрасывал в атмосферу вредное вещество, которое добавляют в состав растворителей для красок. Да и сейчас смог над городом -верный признак того, что нефтезавод «работает». Самая характерная картина — шлейф над вечерним Омском.
В городе набирает обороты деятельность полипропиленового завода — очередной «новый и инновационный» проект. Сам губернатор признал, что он «гораздо более опасный с точки зрения экологии, чем кремниевый завод». Между тем на совещаниях в правительстве области рапортуют «об увеличении темпов строительства». Хотя под экологию города Омска заложена еще одна мина.
P.S.
Не лучше ли в духе времени спросить у людей напрямую — хотят они вслед за выбросами нефтеперерабатывающего завода, копотью ТЭЦ-5 подвергать себя и будущие поколения риску радиоактивного отравления от кремниевого производства? И провести общенародный референдум. В рамках одного отдельно взятого миллионного города. Это было бы объективно, честно и справедливо.