В конце XIX века эти статуи были подарены сибирскому отделению Западно-Сибирского Географического общества. Их привезли из Китая. За сто с лишним лет львы развалились на части, были утрачены многие фрагменты, поэтому в 2001 году музейщики решили их реставрировать.
На реставрацию ушло почти семь лет. Специально из Москвы пригласили реставратора по металлу Александра Бирюкова. В 2007-м статуи приобрели свой первоначальный вид и радуют глаз посетителей музея.
Все предметы, попадающие в музей из экспедиций или от граждан, проходят через руки реставраторов,- говорит заведующий реставрационными мастерскими Омского историко-краеведческого музея Алексей Кривдов. — Даже если мы не будем их сразу восстанавливать, предметы необходимо обработать антисептиком.
На прошлой неделе в музее открылась выставка «Обыкновенное чудо», рассказывающая об искусстве реставрации. Посетители могут увидеть результат работ ведущих московских и омских реставраторов за последние три года. Причем на фотографиях предметы представлены до реставрации, а затем — «вживую», в том виде, какими их сделали заботливые руки мастеров.
Например, икона Божьей Матери Владимирской XVII века поступила в музей еще в советский период: она была расколота на две половинки, изображение плохо читалось. Благодаря работе реставраторов теперь можно видеть ее первоначальный образ. Повезло картине известного омского авангардиста Николая Мамонтова «Мистика». После реставрации омские зрители теперь могут увидеть ее в экспозиции музея. Серебряную рюмку с дарственной надписью императрицы Марии Федоровны — жены последнего российского императора — в омский музей передали историки из села Оконешниково. Рюмка почернела от времени, и у нее отсутствовала ножка. Благодаря омскому ювелиру, члену Союза художников России Владимиру Кришковцу рюмка была восстановлена и теперь украшает выставочный стенд. Реставратор по ткани Галина Гордынская не один месяц трудилась над восстановлением старинного женского убора. Сепец (так называется убор) был разорван на самом видном месте, отдельные фрагменты ткани отсутствовали. Галина Степановна так искусно восстановила ткань, что на уборе не видно и следов разрыва.
А над восстановлением граммофона конца XIX века трудились сразу три реставратора — по дереву, ткани и металлу.
Когда-то на деревянный корпус пролили маслянистую жидкость, — рассказывает Алексей Кривдов, мастер по дереву, — она глубоко въелась в корпус. Убрать смывками ее не удалось, пришлось отшлифовывать, а потом тонировать и лакировать.
Мастер по ткани Галина Гордынская работала над подкладкой под пластинки. На нее тоже пролилась жидкость, ткань в нескольких местах протерлась до дыр. Можно было заменить ее на новую, достаточно только вырезать из фетра. Но реставратор решила, что новая подкладка на старом граммофоне смотрелась бы чужеродно. Поэтому были сделаны соскобы ворса, ворсинки смешали с клеем и «залатали» ими обширные утраты. Внес свою лепту и мастер по металлу Александр Якшин, восстановив граммофонную трубу.
Основной смысл музейной реставрации — сохранить следы времени, — считает заведующий реставрационными мастерскими Алексей Кривдов, — и в то же время придать предмету экспозиционный вид.
По словам Алексея Викторовича, часто предметы попадают в музей в плохом состоянии: ведь они годами лежат где-то в сараях, подвалах, на чердаках. А реставраторы потом долго ломают голову над тем, как восстановить тот или иной предмет, чтобы он послужил экспонатом в музее. Реставратор должен быть и историком, и химиком, и швеей, если надо, словом, специалистом в различных областях. А так как специальных учебных заведений, где есть курсы реставрации, мало, музейщики учатся у старших коллег, либо на специальных мастер-классах приезжих столичных реставраторов. Когда работа получается, мастер доволен: значит, он сделал все, чтобы превратить старый предмет в музейный экспонат.