Экзотика началась на подступах к Большеречью. В деревне Рямовка избирательный участок оказался оборудован в густо натопленном помещении фельдшерско-акушерского пункта в здании недавно закрытой школы. За перегородкой томилась нехитрая утварь деревенского доктора, включая видавшее виды гинекологическое кресло. Веб-камеры отводили глаза.
Первое впечатление от Большеречья, — отсутствие агитации на улицах. Нам «удалось найти один-единственный плакат, утверждавший, что «большереченцы за Путина».
ПЕРЕПОЛОХИ
Утром 4 марта за нами зашёл член одной из избирательных комиссий, которому мы помогли донести до избирательного участка тяжеленный пакет с вареной картошкой. Война войной- В гулком актовом зале школы № 1 специально обученные члены комиссии колдовали над казённым ноутбуком, устраняя причину маленького переполоха: позвонили из Ростелекома и сказали, что веб-камеры не пишут». К восьми утра всё было о»кей.
Через час из местного отделения полиции выбежали трое полицейских в касках и бронежилетах с автоматами, запрыгнули в сине-белый уазик и помчались, подпрыгивая на ухабах, к одному из избирательных участков. Мы бросились вдогонку. Вскоре выяснилась причина полицейской тревоги: на участке не отвечал телефон. Его просто не слышали.
Переведя дух после погони за полицией, мы отправились на участок в большереченскую больницу. Он единственный из всех был без веб-камер. «Нецелесообразно», объяснили нам. Весеннее солнце лупило в окна столовой. Перебинтованные больные хирургического отделения с паспортами в руках выстроились в очередь у входа, подтрунивая друг над другом.
«РАБОТАЙ, ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ»
Держитесь, крепитесь, скоро будем губернатора выбирать, — подбадривали члены избирательных комиссий своих неходячих подопечных в частных квартирах.
Ну, давай, работай, Владимир Владимирович, — приговаривали 80- и 90-летние бабушки, опуская бюллетени в переносную урну. И объясняли нам: «Он нам пенсию даёт».
Да не Путин им пенсию даёт, а они своим трудом её за работали! — кипятился секретарь местного райкома КПРФ Александр Засыпкин. Будто мы сомневались.
Ещё один экзотический избирательный участок ждал нас в деревне Такмык. Здесь люди приходили выбирать президента в… продуктовый магазин. Избирательная урна нежно прижималась к холодильнику с замороженными пельменями. На заднем плане многообещающе поблескивали бутылки. Надо думать, хорошая вышла выручка.
В деревне Гущино нам повезло: была телефонная связь с членами комиссии на выезде. Выяснилось, что осталась не охваченной последняя бабушка. Настасья Ивановна Курина 1930 года рождения похоронила обоих сыновей и живёт одна. Признаемся: мы вряд ли видели жильё беднее, чем у бабы Насти. За кого она проголосовала? Правильно, за Путина.
ГОЛОСЯЩИЕ В ВЫШИНУ
Но самое захватывающее нас ждало в райцентре уже после закрытия избирательного участка — того, с которого мы начали этот день. После того
как все бюллетени были посчитаны, а результаты занесены в протокол… Тут надо процитировать инструкцию, распространённую ЦИК по местам: «После подписания протокола об итогах голосования председатель УИК демонстрирует присутствующим и в сторону камеры видеонаблюдения каждую страницу протокола, при этом максимально близко подходит к камере. Одновременно председатель УИК громко оглашает все данные протокола, в том числе наименование и значение каждой из строк протокола».
А теперь представьте: симпатичная председатель участковой избирательной комиссии взбирается на стол, держит в поднятых руках листок и громко произносит «молитву» некоему невидимому божеству, которое то ли слушает её, то ли не слушает, то ли существует, то ли не существует, но, во всяком случае, не отвечает. А внизу столпились мужики в галстуках и ну снимать председателя на мобилы! Только представьте: 90 тысяч уважаемых председателей по всей стране стоят на столах и голосят в вышину…
ЭПИЛОГ
Ближе к полуночи посчитанные бюллетени были помещены в крафт-мешок и отвезены в ТИК — территориальную избирательную комиссию. Там уже росла гора из таких же мешков со всего района. Председатель ТИКа Василий Сушков был зеленоватого оттенка от температуры 38,0, таблеток и второй бессонной ночи.
Под утро он отправился в Омск. Мы — рухнули на кровати в номере местной гостиницы. В телевизоре народ организованно праздновал победу.
Кого над кем? Вот вопрос.
Редакция выражает благодарность жителям Большеречья Владимиру Петровичу Чернову, Александру Прокопьевичу Засыпкину и Ивану Алексеевичу Курину за содействие и помощь в подготовке материала.