Наш собеседник в особых рекомендациях не нуждается. Бывший омский градоначальник, заслуженный строитель РСФСР, почётный гражданин Омска Юрий Глебов — личность в городе широко известная. Особо следует отметить гражданскую позицию Юрия Яковлевича, которую он всегда высказывал открыто..
Началось строительство Красногорского гидроузла, причем довольно интенсивно. Сегодня у населения и ряда специалистов нет единого мнения по поводу поспешного строительства, ибо возникают вопросы, которые не нашли своего отражения в проекте.
Почему возник вопрос строительства плотины? Не потому, что в Иртыше стало мало воды, не потому, что Китай и Казахстан заберут воду, а в результате неорганизованной добычи песка в русловой части.
Судоходный расход воды в Иртыше составляет 600 кубометров в секунду, а потребление воды населением — 600 тысяч кубометров в сутки. Бывает, что воды не хватает для некоторых водозаборов Омска, особенно в период летней и зимней межени, когда расход воды Иртыша падает ниже 400 кубометров в секунду. Раньше, 15-20 лет назад, все водозаборы обеспечивались водой при расходе 300 тыс. кубометров в секунду.
Происходит это по причине понижения уровня воды в Иртыше (дна) на 1,5-2,0 метра, вызванного разработкой песка в количестве нескольких миллионов тонн в год. В межень водозаборные сооружения и насосные станции не получают достаточного количества воды, что приводит к перебоям водоснабжения города. Можно ли было избежать этого? Я думаю, что да! Если бы надзорные органы, в том числе Росприроднадзор, контролировали разработку песка и не допускали бы к этой работе случайных добытчиков. Кроме того, песок можно добывать в прибрежной (сухой) зоне, а образовавшиеся котлованы использовать как водоемы, разводить рыбу и обеспечивать водой дачные поселки.
Я считаю, что в принципе ни у кого нет возражения против строительства плотины. Вопросы возникают потому, что это делается поспешно, не продумано до конца и никак не связано с 300-летием города Омска. К 300-летию есть более важные вопросы и первостепенные задачи — школы, детсады, дороги, благоустройство, ветхое жилье и т. д.
У людей возникают вопросы, на которые пока нет ответа, а именно:
1. Успеют ли вывести канализационный коллектор за пределы плотины?
2. Что будет с садовыми участками в прибрежной зоне?
3. Обеспечится ли сохранность уложенных дюкеров и выпусков и нефтеналивных причалов?
4. Не опасно ли близкое расположение золоотвалов ТЭЦ?
5. Какова судьба Омки, которая однажды уже превратилась в клоаку?
6. Что будет с экологией, когда образуется водохранилище? Не повторится ли новосибирский вариант, где от ядовитых водорослей гибнет рыба?
Всех этих сомнений могло бы не быть, если сделать физическую модель гидроузла. Я думаю, что если бы население было информировано по этим проблемам, то не было бы и этих тревожных вопросов. Спешить, конечно, можно, но когда вкладываются миллиарды рублей, нужна грамотная, всесторонняя проработка, ибо эти миллиарды ложатся на плечи омичей.
Жаль, конечно, что желание подуть в фанфары и постучать в барабаны не позволило сделать гидроузел полноценным гидротехническим сооружением с проезжей частью (северный обход), гидротурбинами, шлюзами (две нитки). Если говорить о перспективе использования Иртыша, то еще наши учителя, профессора Мезенцев и Голубенцев, разрабатывали схемы комплексного использования Иртыша путем строительства каскада низконапорных плотин. Что касается многочисленных выступлений «12 канала» по поводу строительства гидроузла, то эта придворная телекомпания обязательно что-то извратит — лишь бы угодить своему начальству. А жители Омска должны реально представлять, что их может ожидать после появления этого объекта.
ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ
Эту позицию Ю. Я. Глебова во многом разделяет и другой специалист. Инженер-гидротехник с 47-летним стажем работы Василий Фисенко, озабоченный судьбой Иртыша, недавно обратился с письмом в предвыборный штаб В. В. Путина (тогда еще кандидата в президенты России). Опытный специалист просит руководителей государства вмешаться в планы строительства Красногорского гидроузла. Вот его доводы. Проект размещения и строительства гидроузла на Иртыше технически не доработан. Высокая стоимость проекта -9,3 млрд рублей — не окупит этих затрат. В связи с резким сокращением судоходства на Иртыше строительство дорогостоящего шлюза в составе гидроузла неоправданно. С постройкой водонапорной плотины и повышением отметок уровня воды в реке отметки дна не повысятся, и подводные трубопроводы останутся в том положении, в котором находятся сейчас. Значит, повысится угроза их повреждения. В целом же, считает Василий Фисенко, создание постоянного водохранилища на Иртыше в Омске с повышенными уровнями воды в нем и пониженными скоростями потока может создать опасную эпидемиологическую и чрезвычайную ситуацию в регионе. Специалист предлагает собрать круглый стол с участием руководителей области и города, ученых, общественных деятелей и обсудить вопрос всесторонне и беспристрастно. Он того стоит.
RB ЖИЗНЬ ГОРОДА