НА РОЛИКАХ — В ИСТОРИЮ ИСКУССТВА

НА РОЛИКАХ — В ИСТОРИЮ ИСКУССТВА

Итальянский профессор о русском видеоарте

На минувшей неделе в Омске прочитал курс лекций доктор философии Антонио ДЖЕУЗА — специалист по истории мирового видеоарта. Об этом молодом искусстве и его российских особенностях итальянский профессор рассказал третьего апреля в Омском городском пресс-клубе.

Художник без кистей

Антонио Джеуза приехал в Омск по приглашению школы фотографии и мультимедиа «Событие» и прочитал курс лекций по истории мирового видеоарта — достаточно молодого вида современного искусства, появившегося около 45 лет назад. А в России и вовсе на 20 лет позже.

Слово «видео» — это латинское «я вижу». Так что видеоарт — не реклама и не музыкальный клип. Это ролик, в котором всегда есть сообщение, раскрывающее глаза зрителю на ту или иную проблему, — пояснил Антонио. — В этом искусстве важны идея и автор -обязательно художник, человек с особенным взглядом на мир. Из молодых художников есть те, кто не умеет рисовать, бог не дал такого дара, и поэтому камера для них стала единственным способом визуализировать взгляд на мир.

Монолог — это по-нашему

Историю российского видеоарта итальянец копал, как археолог. Говорит, когда приехал в нашу страну для диссертационных исследований, на эту тему не было абсолютно ничего. По первому образованию Антонио филолог, в Италии изучал русскую и английскую литературу. После в Лондоне занялся современным искусством.

Когда мне предложили писать докторскую и выбрать тему, я решил исследовать русское искусство — очень люблю вашу литературу. Стал искать и заметил, что нет материалов о видеоарте. Мой руководитель тогда сказал: «Если мы ничего не знаем, значит, там ничего и нет — ничего хорошего, по крайней мере. Ты можешь потерять время и диссертацию». — «Поеду на свой страх и риск», — сказал я. Вот так и оказался в России -из любви к литературе. Познакомился с художниками, стал организовывать им выставки и таким образом добывал материал.

Русский видеоарт ощутимо отличается от европейского и американского. У вас все началось с «подполья», когда не было галерей современного искусства — только официальные. 1985-й год, перестройка, художники уже чувствуют по-другому, появились камеры -но нет публики. Именно потому, что негде показывать. В результате русский видеоарт начался без обычного зрителя, внутри общества художников, под девизом «Я хочу говорить миру, как я смотрю на него». А в Европе и Америке всё началось внутри, в контексте галереи, и во главу угла встал диалог с публикой. Может быть, поэтому и темы в русском видеоарте — гораздо интимнее, чем в западном.

Видеопирожков не желаете?

К современному искусству у меня отношение настороженное. Где провести грань между произведением искусства и банальным эпатажем, как зрителю — обычному, не отягощенному искусствоведческим образованием — распознать в потоке «деятелей» истинно художника? Четкого и всё объясняющего ответа пока мне не встречалось. И видеоарт, на мой неискушённый взгляд, -один из самых спорных с этих позиций видов современного искусства. Так же, как один из самых некоммерческих.

— Видеоарт не расходится как горячие пирожки, но всё же есть несколько художников, которые могут жить за счет его продажи, — рассказал итальянский профессор. — Конечно, тут не как со скульптурой или картиной, всё гораздо сложнее. Художник делает 3-4 высококачественные копии видео, и коллекционер, покупая эти работы, получает одновременно сертификат за подписью автора и с указанием номера копии и общей тиражности. Это уже концептуальная покупка. Рынок здесь вторичен: только после того, как критики, искусствоведы и другие художники сочли видеоработу важной и достойной, — только тогда рынок может продавать. Имя художника здесь много значит.

RB ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ