ОКОЛО КОЛОКОЛА

ОКОЛО КОЛОКОЛА

Но пасхальной неделе корреспонденты «Вашего ОРЕОЛА» побывали на колокольне Крестовоздвиженского собора, где имели удовольствие наблюдать, как рождается колокольный звон в руках омских мастеров

После мы побеседовали с руководителем Центра звонарского мастерства Владимиром Маловечкиным.

Владимир, какие бывают колокольные звоны?

-Есть два вида колокольных звонов — традиционные и концертные. Традиционные приурочены к службе и имеют определённую смысловую нагрузку. Концертные подчёркивают мастерство звонаря, оригинальную манеру исполнения, виртуозное владение инструментом. Такие вольности мы можем позволить себе только семь дней в году — в дни Светлой Седмицы, когда нет уставных ограничений в звоне.

-У вас есть музыкальное образование?

Нет. Звонарь — это ведь не музыкант в привычном понятии этого слова. Хотя колокольня — это огромный музыкальный инструмент. Но колокола не настроены точно в определённую ноту, у них много обертонов, призвуков, и с музыкальной точки зрения это диссонирующие звуки. Часто бывает, когда профессиональные музыканты приходят на колокольню, у них ничего не получается. В то же время у некоторых людей, не имеющих никакого музыкального образования, всё получается с первого раза.

Отличаются ли друг от друга колокола, отлитые в разные времена?

Конечно. У нас исторических, дореволюционных колоколов осталось очень немного — в Крестовоздвиженском да в Свято-Никло-Казанском на улице Труда. Остальные колокола у нас новые. Но, хотя и технологии другие, и методы очистки металла более совершенные, старые колокола звучат гораздо лучше.

Почему так?

Звук колокола зависит от многих нюансов. В 16-17 веках, когда начиналось на Руси массовое литьё колоколов, в бронзе было очень много посторонних примесей. Может быть, от этого зависит уникальное звучание старых колоколов. Старинные рецепты литейщиков за время советской власти были утеряны. Сейчас пытаются их воссоздать, изучают старые колокола, стараются делать точные копии но редко получается что-то похожее.

— У нас в области где-то есть хорошие современные колокола?

-Самый благозвучный набор — в Ачаире, на большой колокольне. Он отлит в Воронеже на знаменитой фирме «Вера». Там самый большой в епархии благовестник весом в три тонны.

На благовестнике Крестовоздвиженского собора стоит год отливки -1948-й…

Легенда гласит, что в 1948 году, когда вновь открылся этот храм, колокол специально отлили в Тюмени на каком-то оборонном предприятии. После войны колокола пытались отливать и на Магнитогорском металлургическом комбинате, но это быстро закончилось.

Как готовят звонарей?

-Звонарская школа у нас существует с 2005 года. Но звонарь — очень редкая специальность, поэтому мы просто учим людей по мере необходимости, и сразу на тех колокольнях, на которых звонари будут служить, потому что двух одинаковых колоколен не бывает, все они разные, у каждой свои особенности.

А если никто не захочет быть звонарём?

Поднимается кто-то из прихода. Колокольный звон имеет прежде всего сигнальную функцию. Необязательно быть виртуозом, в совершенстве владеющим двадцатью колоколами. Достаточно в два, в три колокола отзвонить — это уже будет колокольный звон. Там, где собор большой и большой набор колоколов, там уже от звонаря требуется профессиональное владение колоколами.

Справка

В эти дни Омская и Тарская епархия, Центр звонарского мастерства и Школа звонарей Дворца культуры и семейного творчества «Светоч» проводят праздник колокольного искусства

«Пасхальные звоны». Он проходит в три тура: всю пасхальную неделю — в омских храмах, с 23 апреля по 9 мая-в Москве и Московской
области, с 14 по 18 А мая — в сельских храмах Омской