«ЗДАНИЕ ДВОРЦА КУЛЬТУРЫ «МЕТАЛЛИСТ» НЕОБХОДИМО СОХРАНИТЬ»

«ЗДАНИЕ ДВОРЦА КУЛЬТУРЫ «МЕТАЛЛИСТ» НЕОБХОДИМО СОХРАНИТЬ»

ДК «Металлист», на месте которого архитекторы Омскгражданпроекта предлагают разбить бульвар перед главным входом будущего велотрека, представляет собой авторскую постройку 1928 года по проекту Петра РУСИНОВА, поданному под девизом «Молот» на конкурс нового клуба для рабочих Сибметаллтреста

Он выполнен в передовой для своего времени конструктивистской стилистике — в близкой рациональной эстетике только начинали застраиваться города Советской России, Европы, позднее — Америки. Это период, когда советские архитекторы создавали новый международный (!) стиль.

Два года назад совместно с Жанной ХАХАЕВОЙ и Сакеном ХУСАИНОВЫМ я курировал региональный раздел выставки «Жизнь в памятниках модернизма», мы выбрали десяток объектов-представителей стиля. В принципе в городе их больше и не осталось: это ветеринарные клиники, жилкомбинат на пр. Маркса, корпус физкультурного института, новый корпус аграрного института и ДК «Металлист». Они в разной степени сохранности. Другие здания этого стиля и времени, например комплекс построек агрегатного завода и мясокомбинат снесены, часть — искажены в процессе реконструкции. Из них только квартира Туполева в жилкомбинате поставлена на госохрану.

Немецкий раздел экспозиции демонстрировал отличную реконструкцию поселков 1920-х годов: практика возвращения к жизни, приспособления и использования модернистских зданий становится трендом этого десятилетия.

Омский рабочий клуб с залом на 800 мест (для сравнения: филармонический зал рассчитан на 1000 мест), принадлежавший Сибметаллтресту, один из элементов системы «нового быта». При всей аскетичности облика он представляет собой культурную часть проекта воспитания нового человека — на это была нацелена и кружковая деятельность, и концертно-театральная.

«Конструктивистский клуб» -пример экспериментальной архитектуры, он и сейчас может быть привлекателен для новых форм искусства, медиа, культуры. В своем районе ДК — одно из двух культурных учреждений, а при дефиците в Омске площадок для молодых театров, современной музыки, выставок предлагается сровнять с землей «маяк на северной окраине, побеждающий темноту и невежество», как о нем писали в 1920-х годах, чтобы разбить газон.

На мой взгляд, следует разработать и воплотить программу функций и проект приспособления, капитального ремонта Дворца культуры (он пострадал от пожара 10 лет назад) в рамках проекта велотрека или подыскать для крупного спортивного сооружения более подходящую площадку «в чистом поле», чтобы ранее представленные эскизы соответствовали действительно незастроенному участку.