В минувшую субботу двести фасовщиц «Юнилевер Русь» (ранее эта компания называлась «Инмарко») не вышли на работу. Под требованиями поставили подписи больше половины персонала. Это говорит о том, что работниц по-настоящему достали. Сегодня у многих упаковщиков заработок не достигает и 10 тысяч рублей.
За 11-часовую смену, а пахать на самом деле приходится по 12 часов, люди получают максимум семьсот рублей, — говорит одна из забастовщиц. — За ночные смены и работу в выходные руководство не доплачивает. На больничном сотрудники получают по сто рублей в день. За три последних года зарплаты не повышались. Отпуск дают зимой и при этом только на две недели. Ещё за две выплачивают компенсацию.
К тому же пару лет назад, как только «Инмарко» вошло в состав мирового холдинга Unilever, производство перестало быть вредным. При этом люди работают в оглушающем шуме, при отрицательных температурах, с пищевыми добавками, вызывающими аллергию.
Забастовщики требуют поднять оплату всего-то на 300 рублей за смену. На второй день бунта из Москвы прилетели представители «Коулмэн — Про-персонал», которая набирает людей для работы на омском заводе «Юнилевер Русь». Однако переговоры не дали результата. Москвичи нашли выход из сложившейся ситуации: забастовку признали незаконной. Мол, в акции протеста участвует менее половины персонала. При этом на заводе работает 270 фасовщиц, а подписи под требованиями поставили около двухсот человек.
По данным начальства, среднемесячная зарплата укладчика-упаковщика на «Юнилевер Русь» со всеми надбавками и премиями превышает среднерыночную зарплату работников на аналогичных предприятиях Омска и составляет не менее 11 тысяч рублей. Но чем тут гордиться? По официальной статистике, средняя зарплата по городу превысила 20 тысяч.
Московский работодатель, наверное, несказанно счастлив, что в Омске такая дешёвая рабочая сила. Труд омских женщин оценили в разы дешевле, чем если бы это мороженое производили, к примеру, в Западной Европе. Если учесть, что женщины просят увеличить жалованье примерно на 4 тысячи рублей в месяц, то за месяц рост фонда заработной платы на всем предприятии составит чуть более миллиона без учёта налогов.
По закону забастовочного жанра нашлись в Омске и штрейкбрехеры. Говорят, из-за нехватки рук на линии упаковки ставили даже уборщиц и грузчиков. Руководство ускоренными темпами набирало новый персонал.
Ситуацией в «замороженном царстве» уже заинтересовалась областная прокуратура. К проверке привлекут Госинспекцию труда в Омской области. Кстати, на второй день «холодного путча» руководство «Инмарко» подготовило список из 180 фамилий подлежащих увольнению. Они были вывешены на проходной фабрики, однако как только приехали представители прокуратуры, листы сразу убрали.
Когда верстался номер, стало известно, что стачка прекращена. Фасовщицы временно приступили к работе. Если до 21 мая им не повысят зарплату, забастовка будет бессрочной.