Более 20 лет в одной из омских гимназий учитель истории по крупицам собирает исторические материалы о Великой Отечественной войне. Это не обычные уроки или скучные доклады о далеких сражениях, а настоящие театральные постановки. Это попытка на пару часов вновь/? окунуться в то нелёгкое время.
До первых экзаменов осталось меньше месяца, 11 -е классы ушли с головой в учебу, и, казалось бы, не о чем больше думать. Но есть еще одно событие, к которому в гимназии №43 готовятся не меньше, чем к ЕГЭ, — это поздравление ветеранов с Днем Победы.
Сценаристом и режиссером-постановщиком все это время работает учитель истории Татьяна Иванина. В роли актеров всегда выступают ученики. Они играют и солдат, и медсестер, и детей… В спектакле принимают участие более 30 школьников. Несмотря на такую массовость, Татьяна Павловна говорит, что ребята очень ответственно относятся к своему делу. Они стараются достоверно и эмоционально сыграть свою роль, ведь на них смотрят ветераны, которых не обманешь.
Особое место в моей работе занимает сбор материалов о войне, к которому я активно привлекаю ребят, — отмечает Татьяна Павловна. — Они расспрашивают своих родственников и обязательно приносят фотографии или какие-то другие вещи, связанные с тем временем. Так родились четыре сборника о войне.
В «Книге памяти» собраны сведения о тех, кто не вернулся с поля боя, книга «Солдаты Победы» рассказывает о вернувшихся с фронта. «Трудовой тыл» повествует об омичах, которые не просто помогали фронту, но и обеспечивали ему победу, сборник «Дети и война» — о трудном военном детстве.
Именно этот материал и ложится в основу сценария. Школьники играют своих же родственников, поэтому образы получаются яркими, жизненными. Каждый спектакль отличается от предыдущего, повторяющихся сцен нет. Например, когда в 2010 году открыли памятник «Труженикам тыла», Татьяна Павловна с учениками постарались отразить в спектакле вклад омичей в Победу.
— После этого спектакля пришла женщина и сказала, что она очень благодарна мне. Ее внучка наконец-то заинтересовалась её нелёгкой жизнью. И так случается часто, просто надо уметь вовлечь в этот процесс всю семью, чтобы вместе искать фотографии, письма, расспрашивать бабушек и дедушек, — считает Татьяна Павловна.
Ученики не только выступают в качестве артистов, но и сами делают декорации, готовят костюмы. Большое значение уделяется музыкальному сопровождению. Со сцены звучат известные всем песни о войне. Некоторые школьники сами играют на гитаре. Интересно, что никого не нужно уговаривать или заставлять участвовать за оценки, иногда даже приходится дописывать сценки, потому что желающих оказывается слишком много.
И после спектакля работа не заканчивается. Те, кого действительно заинтересовала эта тема, продолжают ею заниматься, участвуют в различных научных конференциях.
На встрече с коллегами в Москве Татьяна Иванина поделилась своим уникальным опытом патриотического воспитания школьников. Уникальность признали ее коллеги, отметив, что в других российских школах подобного нет.
RB СПАСИБО ПОБЕДИТЕЛИ!