Вам не приходило в голову, что многие предприниматели затевают свой бизнес вовсе не для «получения прибыли», как пишут обычно в уставе предприятия, а для чего-то совершенно другого? И мне такая мысль приходила. Достоверных фактов, доказывающих мое подозрение, поначалу не было.
Со временем, однако, начала накапливаться «доказательная база».
Все просто: эти доказательства нас буквально окружают. Это я про тексты некоторых вывесок, рекламных объявлений и пр.
Крупные рекламные вывески и щиты с гордой надписью «Жестянка, малярка, мелкосрочка» наверняка видели все. Мы привыкли к ним и вряд ли задумываемся, что многим потребителям эти объявления столь же непонятны, как если бы их написали на монгольском языке. Владелец «Жигулей» с пробегом за 200 ООО, сам «родом из СССР», поймет, что его любимое «ведро с гайками» там могут подкрасить (это и значит малярка), быстро устранят мелкую неисправность (а это — мелкосрочка), выправят погнутый бампер или крыло (жестянка). А вот что из этого объявления поймет счастливый студент, получивший от родителей после успешной защиты диплома современный «паркетник» (марка значения не имеет, имеет значение возраст владельца). А что усвоит из этой рекламы юная «светская львица» на «Ниссан джук» или «Рав 4»? А каких машин становится больше и больше на наших улицах??? И каких по возрасту водителей??? Очевидно, что постоянно растет число тех, кто даже не понимает, что ему предлагают эти предприниматели. А потенциальный рынок (деньги, которые они могли бы заработать) постоянно уменьшается. Меньше клиентов -меньше денег!
Теперь история про канашку. Это странное новообразование, как мне кажется, появилось в жаргоне продавцов строительных рынков. Оказывается, так они ласково (как им кажется) называют различные элементы систем канализации (от унитазов и раковин до патрубков и кранов). Уверен, многие отдельно живущие барышни, еще не обзаведшиеся «мужем на час» (или хоть на сколько-то) и столкнувшиеся с деликатной проблемой протечки в проблемном месте ванной комнаты, будут глубоко шокированы громкими призывами продавцов стройрынков: «Девушка, канашку ищете?».
И, оказывается, не без основания. Слово-то непростое! «Фамильярное одобрительное обозначение (чаще) женщины, вызванное ее внешностью; от «каналья» — так по словарям. Барышни с филологическими знаниями могут очень-очень не так понять! Какая уж тут покупка. Итак, опять похожая история: продавцы говорят на собственном жаргоне, малопонятном для значительной части покупателей. Что в итоге? Они заработают меньше денег!
Но оказалось, что пытливые предприниматели-рыночники (подразумеваю тех, кто торгует на всяческих ярмарках и рынках) не останавливаются на достигнутом отказе от наших денег. Они настойчиво идут дальше! Каждую весну становится очень популярной садово-огородная тема: семена и саженцы, инвентарь, удобрения и еще прорва всяких полезных вещей.
Ну, казалось бы, так и надо привлекать покупателя: пиши в рекламе «семена и саженцы», или «удобрения», или гениальное «все для сада и огорода». Но ют ужас! Ведь тогда могут прийти покупатели и что-нибудь купить. Кошмар какой! И предприниматели изобретают специальное слою, чтобы покупателя отпугнуть или напрочь запутать. Со мной так и было: шел по улице, читал всякие вывески и … как громом поразило! Ну, слова «электрика» и «встройка» я еще был в состоянии понять. Но «садовка» меня добила!
Автора! Кто тот застенчивый бизнесмен, которому так обрыдло брать деньги с граждан, что он придумал Новое Слово (его даже в Интернете нет! Точнее, есть много населенных пунктов с таким названием, но новый термин!!!)
В общем, добила меня садовка!
Потом, когда мне полегчало, я подумал, что — очень возможно -худшее еще впереди. Ведь другим предпринимателям тоже могут надоесть наши деньги. И они тоже начнут изобретать слова, отпугивающие покупателей.
Таксовка, например, вместо такси. Ешка вместо йоги. Культурка вместо спектакля или симфонического концерта.