ФЕДОРОВКЕ НАЙДУТ ИНВЕСТОРА

Правительство Омской области намерено достраивать международный аэропорт Федоровка не за счет регионального бюджета, а с привлечением частных инвесторов

Уже создана рабочая группа, которая займется поиском партнеров для реализации этого масштабного и социально значимого проекта.

Сегодня из-за напряженности регионального бюджета началась ревизия всех объектов, требующих больших финансовых вложений. В частности, большие сомнения вызывает целесообразность строительства Дома предпринимателей на Левобережье площадью более пяти тысяч квадратных метров.

Есть вопросы и по одному из наиболее масштабных проектов — строительству международного аэропорта Омск — Федоровка. Формально согласно указу президента о передаче в областную собственность действующего аэропорта Омск — Центральный долгострой в Федоровке должен быть завершен уже в этом году, однако для этого из областной казны необходимо выделить порядка 3,5 млрд. рублей.

Напомним, что решение о строительстве в Омске международного аэропорта принималось на самом высоком уровне еще в конце 70-х годов прошлого века, когда Омск стал миллионником. Эти немалые финансовые вложения должны были стать одной из компенсаций за размещение на омской земле завода пластмасс. Прежде чем принять такое решение, Совмин СССР изучил различные варианты. Так, рассматривалась возможность реконструкции аэродрома Северный, который уже тогда не слишком был нужен военным. Однако оказалось, что переделка военного аэродрома в гражданский аэропорт на 30 процентов дороже, чем строительство нового в чистом поле. В конечном итоге решили остановиться на Федоровке, поскольку остальные места были намного дальше от Омска.

С началом одиннадцатой пятилетки было открыто финансирование, и работа закипела. Основные объемы работ выполняли тресты «Омсктрансстрой» и № 1. На излете советской власти для будущего аэропорта были приобретены светосигнальное, радиолокационное и прочее оборудование, оргтехника, включая самые современные на тот момент персональные компьютеры.

Впоследствии, в начале нового века, все это добро было передано на строительство аэропорта под Иркутском.

В1992 году федеральное финансирование строительства Федоровки, степень готовности которой превышала 70 процентов, прекратилось. Последующие попытки достроить аэропорт за счет регионального бюджета ни к чему не привели. В прошлом году на основе частно-государственного партнерства было создано ОАО «Омск-Федоровка», которое и планировало достроить международный аэропорт на паритетных началах. Однако никаких активных действий этим совместным предприятием так и не было предпринято.

И тем не менее, как подчеркивает губернатор Виктор Назаров, «новый аэропорт нам нужен, без него Омск станет захолустным городишкой». Создана рабочая группа, которая детально изучит экономическую сторону масштабного проекта и займется поиском частных инвесторов, чтобы уйти от бюджетного финансирования. Потенциальным инвесторам Омская область может предложить весомый бонус — огромную территорию действующего аэропорта под застройку.
Вероятно, рабочая группа рассмотрит разные варианты продолжения строительства аэропорта. В том числе и реконструкцию аэродрома Северный, который сейчас никак не используется. Полк истребительной авиации ПВО был выведен с Северного 15 лет назад, а после полного свертывания объединением «Полет» программ по выпуску самолетов аэродром практически перестал использоваться. У Северного есть несколько неоспоримых плюсов — взлетно-посадочная полоса на 300 метров длиннее, чем в Федоровке, расположен он гораздо ближе к Омску, а взлеты с него практически исключают пролет над городом. А вот у Федоровки есть один существенный минус — отсутствие возможного развития. Во всех крупных аэропортах есть несколько взлетно-посадочных полос, а в Федоровке при увеличении объема пассажиропотока дополнительную полосу построить будет просто невозможно — с одной стороны аэропорт ограничивает железная дорога, а с другой — болота, осушение которых — дело весьма затратное.

Вопрос о строительстве нового международного аэропорта особенно актуален в преддверии 300-летия Омска. Хотя ныне действующий аэропорт Омск-Центральный вполне справляется с нынешним объемом авиаперевозок, но он стал градостроительным тормозом на пути развития Левобережья. Да и пролеты самолетов над центром города не радуют омичей. Бесспорно, новый аэропорт Омску нужен, и в самое ближайшее время.