«СТРОИТЕЛЬСТВО АЭРОПОРТА В ФЁДОРОВКЕ НЕЭФФЕКТИВНО»

НЕДЕЛЯ: угол зрения с Виктором трейдером

Виктор Филиппович, 23 февраля вам исполнилось 60 лет. Пенсия-то большая?

Целых 13432 рубля. Правда, я пенсию ещё не получал. Будет недельки через две. На что потрачу? Есть такая традиция — первую пенсию надо пропить…
А про надбавки, которые вам положены из городского бюджета, вы почему умалчиваете?

Здесь очень интересная ситуация. Как глава местного самоуправления по областному закону я имею право получать надбавки. Однако там оговорено: «Если человек отработал в этой должности не менее двух сроков подряд». Вот я два полных срока не отработал. Следовательно, не имею права ни на какие надбавки. Не учитывается то, что я тридцать лет отработал в системе муниципальной и государственной власти.
Новому мэру предстоит работать в условиях ничтожно мизерного (даже по сравнению с нашими ближайшими соседями) бюджета.

Федеральный бюджет всегда имеет больше денег, чем бюджет субъекта. А бюджет субъекта больше, чем бюджет муниципалитета. Вся проблема в том, насколько объективно губернатор оценивает это соотношение и готов делиться. Новосибирская область готова, поэтому бюджет Новосибирска — 36 миллиардов рублей. Омская область была не готова.

Однако поначалу губернатор всё-таки помогал городу финансово.
Да. Но когда денег мало, их очень сложно делить. «Сибнефть» ушла, а вместе с ней 14 миллиардов рублей. Делить уже было нечего. Другое дело, хватило ли мужества у губернатора это признать или нет. Не совсем хватило. В этой ситуации нужен был крайний. Таковым стал город.

Не повторится ли эта история при Назарове и Двораковском?

Думаю, нет. Назаров — совершенно иной по складу характера человек. Проблемы межбюджетных отношений сохраняются, но есть ещё и личное отношение руководителей к ним. Можно спорить в кабинете. Зачем выносить это всё на улицу?

В последнее время вы часто встречаетесь с Виктором Назаровым. Какие вопросы пытаетесь решить?

Обсуждаем 300-летие города. Надо решить вопрос с дорожным фондом по выделению транша в 850 миллионов рублей. Речь идёт о второй очереди путепровода на 21 -й Амурской, начале строительства путепровода по Торговой, развязке на Гагарина и Щербанёва и ремонте на 21-й Амурской.

А как же такие амбициозные проекты, как аэропорт Фёдоровка и Красногорский гидроузел?

Ещё в 2004 году я предлагал Полежаеву совершенно простой выход из ситуации — удлинить взлётную полосу действующего аэропорта на 250 метров. Тогда все типы самолётов могли бы совершать посадку в Омске. Цена вопроса была 560 миллионов рублей. Эти деньги федеральное агентство готово было выделить, нужно было только письмо от Полежаева. Губернатор письмо не подписал. Был второй вариант — аэродром Чкаловский. Ни тот ни другой вариант Полежаев не принял. Более того, он меня раскритиковал за то, что я не следую политике правительства области и губернатора.

Фёдоровка Омску не нужна?

Убежден, что неэффективно сейчас заниматься аэропортом Фёдоровка с точки зрения возврата вложенных ресурсов. Деньги вернутся минимум через 20-25 лет.
Может, строительство гидроузла тоже не столь необходимо?

Проблема есть, её надо решать. Главное сейчас — чётко спрогнозировать последствия. Есть опасения у некоторых аналитиков, что постройка гидроузла создаст проблемы для Оми. Поднимется уровень воды в Иртыше, и замедлится её течение. Произойдёт застой со всеми вытекающими последствиями. Если постройка гидроузла — неоптимальное решение, то лучше остановиться сейчас. В этом вопросе нельзя допускать ошибок.
Сейчас в СМИ много говорят о тех проектах, с которыми «Газпром» приходит в регион. А в чём корысть монополиста?

Что плохого, если «Газпром» возьмётся инвестировать в строительство набережной и продолжение строительства дороги-дублёра вдоль Иртыша? 4 июля я встречаюсь с Алексеем Миллером. У руководителя «Газпрома» есть желание проинвестировать строительство набережной в Омске на участке от Ленинградского моста до моста 60-летия Победы. Цена вопроса 4,5-5 миллиардов рублей.

Так в чём выгода «Газпрома»? Вот Абрамович в Омске ничего «за так» не делал.

«Газпром» — не частная лавочка. Это Роман Аркадьевич мог ставить вопрос: «А что я получу?» — с точки зрения бизнеса. «Газпрому» ставить такие вопросы не очень корректно. К тому же одно из главных производств «Газпрома» находится на территории города. Вкладывать в инфраструктуру они должны и по логике, и по совести. Это социальная нагрузка госкомпании.

А как вы оцениваете то, что Абрамович делал для Омска?

С Абрамовичем я знаком. Нет, я просто знаком, это Леонид Константинович с Абрамовичем более чем знаком. Не думаю, что господин Абрамович помнит о наших встречах. Для города Абрамович принёс больше положительного, чем отрицательного. Вот стоит «Арена-Омск», никуда не делась.

Досье

Виктор Филиппович трейдер родился 23 февраля 1952 года. Окончил в 1975 году Омский автотранспортный техникум, в 1982 году — СибАДИ. С1982 года начальник отдела коммунального хозяйства исполкома Центрального района Омска. С1988 года председатель Центрального райисполкома. С1991 года глава администрации Центрального района. С1997 года глава администрации Центрального административного округа. С 2001 года вице-губернатор, с 2004 года первый заместитель председателя правительства Омской области. С 2005 по 2011 год мэр Омска. С декабря 2011 года депутат Государственной думы.