КОММУНАЛЬНОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ
Больше всего жалоб от читателей «ОП» поступает на работу почтовых отделений. Омичи утверждали, что, в какое бы время ни пришел, здесь всегда столпотворение. При этом самые большие очереди -к оператору, принимающему оплату коммунальных услуг.
Чтобы проверить жалобы наших читателей, далеко ходить не пришлось. Спустившись около двух часов дня вниз от Дома печати к Иртышской набережной, увидели людей, толпившихся у дверей почтового отделения № 42.
В ожидании начала работы учреждения посетители занимались изучением объявлений, вывешенных на дверях. Одно из них поясняло клиентам, что с 17 июля почтовое отделение № 42 изменило режим работы. Теперь оно открыто с понедельника по пятницу с 11 до 18 часов с перерывом на обед с 13 до 14 часов. Тем гражданам, которых такой график не устраивает, предлагают прийти в субботу с 12 до 18 часов. Воскресенье — выходной.
Какая-то чехарда с графиками! — возмущается пожилая женщина, стоящая в голове очереди. — То с 8 утра они работают, то с 10, а теперь, выясняется, что с 11 часов утра. А через два часа работы у них уже обед. Как тут очередям не быть?!
Когда двери почты распахнулись, все ринулись занимать очередь снова.
У входа в отделение она была единой, а в помещении людям пришлось быстро перераспределиться между окошками операторов. Больше всего народу оказалось, как нас и предупреждали, у стойки приема коммунальных платежей. Однако, несмотря на десятки людей с квитанциями в руках, прием вел один оператор.
В тот же день мы побывали еще в четырех почтовых отделениях — № 1,9,21,46. Практически во всех также были очереди к операторам. И самые большие — к окошкам приема платежей за коммунальные услуги. Там же, где люди оформляли собственно почтовые отправления — посылки, бандероли, заказные письма, очереди были небольшие или их вообще не было. Что мы еще отметили: графики работы на всех отделениях, где мы побывали после визита в 42-е, тоже были временные и эксклюзивные. Так, почтовое отделение № 9, что по улице 10 лет Октября, 193, с 4 июля работает с 10 утра до 19 часов вечера с перерывом на обед с 14 до 15 часов, а в субботу — с 9 до 18.00 часов с выходным в воскресенье.
Здесь постоянно меняют график обслуживания, просто издевательство какое-то над людьми, — возмущается молодая женщина с маленьким ребенком. — И когда бы ни пришел — хоть к открытию, хоть в середине дня, хоть перед закрытием, всегда очередь. При этом для всех клиентов в зале ожидания всего три места.
Почему же такое происходит? Один из ответов мы нашли в объявлениях-близнецах на дверях ряда почтовых отделений города: «Требуются операторы почтовой связи». Действительно, если бы в штатах отделений было достаточно сотрудников, то можно было бы вести прием тех же коммунальных платежей не одному, а одновременно двум и даже трем операторам. Сегодня же в большинстве отделений связи, как выяснилось во время нашего «пресс-тура», коммунальные услуги принимает один сотрудник почты. У других специалистов, снующих мимо окошка «Прием коммунальных платежей» и раздражающих своим мельтешением людские очереди, — свои функции и обязанности. «Не могут, да и не должны они одновременно принимать посылки и коммунальные платежи» — такое объяснение получают очередники, когда, устав, просят кого-нибудь помочь прикованному к платежкам оператору.
Заведующие отделениями почтовой связи откровенно признаются, что у них большая текучка кадров. Нет желающих работать на почте ни у молодежи, ни у людей зрелого возраста. И неудивительно. Достаточно большая нагрузка (посиди-ка несколько часов кряду за подсчетом коммунальных платежек по компьютерной программе), увы, оценивается весьма скромно. К примеру, на почтовом отделении № 42 приглашаемому на работу оператору-пользователю компьютера гарантировалась зарплата в шесть тысяч рублей. А подсобному почтальону на 0,8 рабочей ставки и того меньше — 4500 рублей.
Для сравнения: сейчас практикуется приглашать школьников во время каникул на общественные работы — скажем, на посадку или прополку цветов. В день, как несовершеннолетним, трудиться им приходится всего три-четыре часа. А в итоге за месяц таких «общественных работ» учащиеся получают не меньше МРОТа. Почему же взрослые работницы почты должны получать, как школьники?
Ясно, пока на почтовых отделениях будет так низко оцениваться труд операторов, почтальонов, до тех пор там будут большие очереди.