МОБИЛЬНОЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВО ВХОДИТ В МОДУ

Безработный омич через sms-сообщения вымогал у руководителя крупной продовольственной компании 20 миллионов рублей

Что чувствует человек, когда в один из дней к нему на телефон приходит 5гп5-сообщение: «Заказывай похоронную…»? В первый момент, возможно, отмахнётся — чья-то злая шутка. Но когда спустя несколько минут с другого номера такое же сообщение, потом ещё… А на второй день: «Не расслабляйся, тебе мало осталось…» И следом: «Есть ещё и твои близкие…» Тут уж, конечно, не до шуток.

Руководителю компании эти сообщения (дело случилось в апреле 2011 года) пришли на сотовый телефон, когда он находился в Москве. И были громом среди ясного неба. Бизнес в порядке, конфликтов ни с кем нет — откуда вдруг угрозы? Тем более в адрес близких. Конечно, он беспокоился о родных в Омске, особенно о дочери, которая ждала ребенка. Но еще больше разволновался, когда пришло сообщение с указанием суммы за жизнь… 20 миллионов рублей!..

Только вернувшись в Омск, он поручил службе безопасности компании установить, в каком городе зарегистрированы номера телефонов, с которых шли sms-сообщения. А узнав, что в Омске, без промедления написал заявление в полицию.

Выяснить владельцев номеров не составило труда, но оказалось, что они «ни сном ни духом»: кто-то неизвестный купил з1т-карты на их имена. Телефонные карты привязаны к торговым точкам (распределяются определенными партиями номеров), и очень скоро в распоряжении следователей оказались видеозаписи из тех магазинов, где эти «симки» приобретались.

По тексту sms-сообщений было понятно, что писал человек, осведомленный о внутренних делах компании, фигурировали фамилии некоторых работников, — рассказывает начальник следственного отдела ОП № 6 УМВД России по г. Омску Александр КОСАРЕВ. — Когда мы показали полученные видеозаписи сотрудникам службы «безопасности, они узнали человека, который работал когда-то в аналогичной службе другой продовольственной фирмы…

Житель Кировского округа (34 года) к моменту встречи с сотрудниками полиции оказался безработным. Уже имея опыт ранней судимости — за умышленное причинение легкого вреда здоровью (в 1997 году), долго запираться не стал и сразу признался в содеянном. Но тут же начал уверять следователя, что угрозы были ненастоящими и о миллионах рублей он даже не думал:

Я просто хотел, чтобы начальник свою службу безопасности наказал. Чтобы увидел, что они ничего не могут делать. Ни безопасность обеспечить, ни сведения в тайне сохранить.

Но зачем? Какое отношение к вам эта служба имеет?

Они моего друга не приняли на работу, — сказал как отрезал злоумышленник.

Столь изобретательную месть следователям встречать еще не приходилось. И поверить в неё было трудно. Скорее, невозможно: мешали факты. Слишком тщательными были приготовления для мести за банальную обиду. Специальное приобретение на чужую фамилию сотового телефона и двух 51т-карт, выяснение финансовой ситуации компании, сбор информации о личной жизни руководителя компании и его семьи (знал даже, как его называют близкие друзья), подброс используемого сотового телефона на балкон квартиры одного из сотрудников службы безопасности.

К тому же он не мог не понимать, что подобная sms-атака не пройдет бесследно для здоровья жертвы: 27 сообщений за шесть дней, из них 16 только за 13 апреля — какая нервная система это выдержит? И руководитель компании вынужден был обратиться к врачу: стали серьезно беспокоить сердце и давление.

К материалам уголовного дела, а оно составило четыре тома, приобщены допросы свыше 20 свидетелей, — подчеркивает полковник юстиции Александр Косарев, — а также документы от сотовых операторов с детализацией звонков и sms-сообщений.

За мнимую обиду ценой в 20 миллионов рублей горе-вымогателю предъявлено обвинение по двум статьям — «вымогательство, совершенное в целях получения имущества в крупном размере» (ч. 3 ст. 163 УК РФ) и «угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» (ч. 1 ст. 119 УК РФ).

Уголовное дело 13 июня направлено в Октябрьский районный суд. Какое наказание будет назначено — покажет время. Но думается, оправдания вроде «не хотел, не угрожал, не по-настоящему» вряд ли покажутся суду серьезными. Тем более что к делу приобщены результаты двух судебно-лингвистических экспертиз sms-сообщений, подтверждающих реальность угроз.

RB ЖИЗНЬ ГОРОДА