-Олег Николаевич, не за горами начало нового учебного года. На ходу меняются образовательные стандарты, активно обсуждаются два законопроекта об образовании… Чего ждёте от нового учебного года вы?
С надеждой и тревогой встречаю первое сентября. Тенденции развития российской образовательной политики неоднозначны. Весь следующий учебный год уйдёт на работу над законом об образовании. Первое чтение намечено на вторую половину октября, второе — на конец марта. Существуют два законопроекта — правительственный и фракции КПРФ. Сейчас как раз идёт их обсуждение на сайте «Открытого правительства».
То есть, каким будет закон в окончательном виде, сказать нельзя?
-Да, но мы будем по максимуму использовать результаты заседания «Открытого правительства», где Дмитрий Медведев неосторожно заявил, что во многом согласен с Олегом Смолиным.
Но согласны ли с вашими идеями профильное министерство и лично новый министр Дмитрий Ливанов?
-Сейчас мы переживаем период сотрудничества с министерством образования и науки — дружим против Минфина, который хочет изъять из законопроекта две очень важные позиции по зарплате педагогов и коммунальным льготам для них. Кроме того, с 1 июля вступил в силу федеральный закон №83 об автономных бюджетных и казенных учреждениях, ведущий, как мне кажется, российскую систему образования по ложному пути. Закон расширяет экономическую самостоятельность образовательных учреждений, но в тоже время лишает их финансовых гарантий. Знаю, что некоторым московским школам уже предложено разработать финансовый план, а одной рекомендовали купить машину по производству макарон. Новый закон заставляет школы зарабатывать.
То есть они должны теперь работать как бизнес-структуры?
В своём заключении перед первым чтением 83-го закона профильный комитет Госдумы писал, что фактически некоммерческие учреждения трансформируются в коммерческие организации. Образно говоря. школа превращается в лавку по продаже знаний.
Вы предлагаете выделять на образование не менее семи процентов от ВВП, но ведь это означает, что будут урезаны расходы на другие сферы — армию, здравоохранение, строительство…
В советское время, когда страна имела колоссальные военные расходы и социальные обязательства, содержание трехкомнатной хрущёвки обходилось мне в пять процентов от зарплаты доцента. Уверяю вас, что сейчас квартплата обходится доценту в треть заработной платы. Если семь процентов от ВВП на образование выделяли тогда, то их можно найти и теперь. Нам часто говорят, что социал-демократические идеи хороши там, где государство накопило жирок. Уверен, у нас есть, что перераспределять.
Например?
-Официальная статистика говорит, что в России 10 процентов самых богатых в 16 раз богаче 10 процентов самых бедных. Дескать, подобное положение дел и в США. Я знаком с бывшим директором НИИ Росстата, который ушёл с этой должности со словами: «Надоело врать!». По его оценкам, самые богатые у нас богаче самых бедных не в 16, а в 36 раз. Отсюда разумное требование прогрессивного налогообложения, как неотъемлемого условия социального равенства.
-В ближайшее время сенатором от правительства Омской области должен стать депутат Заксобрания Игорь Зуга. На ваш взгляд, он является компромиссной фигурой между новой и старой властью?
Не знаю, по каким соображениям выбиралась кандидатура Зуги. Мне не очень интересно, кто при данной системе назначается членом Совета Федерации. Можно ли их называть сенаторами? Давно ни для кого не секрет, что членов Совфеда подбирает администрация президента. Система такова, что назначенцы назначают назначенцев. Думаю, что надо возвращаться к прямым выборам сенаторов от регионов.
-Говорят, что недавно в Москве удалось продавить кандидатуру Юрия Гамбурга, который скоро будет назначен первым вице-губернатором области…
-У меня нет информации о том, кто и как продавливал кандидатуру Юрия Гамбурга. Хотя новость о его скором назначении в облправительство похожа на правду.
Виктор Назаров получил регион в наследство от Леонида Полежаева не в самом лучшем состоянии — всем известно о гигантском госдолге Омской области. Как вам кажется, Назаров пришёл работать или помогать свои друзьям из «Газпрома» становиться ещё богаче?
Губернатор производит хорошее впечатление незашоренного человека. Считаю, что пять лет — уже достаточный срок. Хотя, по моей интуиции, Назаров намерен работать всерьёз ровно такой срок, какой ему будет отведён историей. Думаю, что он готовится к прямым выборам.
Недавно первым заместителем прокурора области был назначен зять Шрейдера Александр Лоренц. Говорят, что в перспективе он может занять место прокурора Анастаса Спиридонова. Значит ли это, что влияние Виктора Филипповича в регионе только усиливается?
Ваш вопрос содержит в себе ответ. Если зять получает назначение заместителя областного прокурора, то влияние есть. Достаточно большое влияние.
Досье
Олег Николаевич Смолин, депутат Государственной думы. Родился 10 февраля 1952 года. Окончил в 1974 году исторический факультет Омского государственного педагогического института. В1984 году избран доцентом Омского государственного педагогического института. В1990 году избран народным депутатом РСФСР, в 1993 году — членом Совета Федерации. Депутат Госдумы с 1995 года, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию. Доктор философских наук, профессор. Академик Академии гуманитарных наук и Академии педагогических и социальных наук. Женат, имеет сына и внука.