ОМИЧЕЙ ТРАВЯТ ПО НОЧАМ И В ВЫХОДНЫЕ

ОМИЧЕЙ ТРАВЯТ ПО НОЧАМ И В ВЫХОДНЫЕ

Виновников экологических ЧП в большинстве случаев не находят. А если и «припирают к стенке», то предприятия -источники вредных выбросов до последнего открещиваются от очевидных фактов и часто избегают ответственности

От экологических ЧП город лихорадило всё лето. Омичи страдали то от невыносимого запаха, то от химического «снега». Несмотря на это, недавно назначенный на пост министр природных ресурсов и экологии Омской области Николай Лебедев особых проблем в состоянии окружающей среды не видит. На днях он отчитался перед журналистами: по итогам 2011 года индекс уровня загрязнения атмосферы Омска снизился с «высокого» на «повышенный». Сначала чиновник связал этот радостный факт со снижением нагрузки на экологию со стороны крупных промышленных предприятий. Потом внёс поправку — выяснилось, что на уровень загрязнения окружающей среды сильно влияет погода. Ветер и дождь способны очистить город от любого смога.

Нынешнее жаркое и безветренное лето показало истинное положение дел в экологии города и расставило неутешительные оценки работе природоохранных служб. О вони, которая окутывала Омск, они зачастую узнавали не из показаний своих приборов, а от омичей, бросавшихся звонить во все инстанции. Причина такого положения дел оказалась проста. По словам Николая Лебедева, состояние атмосферного воздуха в Омске мониторят всего восемь стационарных контрольно-измерительных пунктов. Передвижная лаборатория имеется, но её используют в районах области.

Только на двух из стационарных станций мониторинг происходит в автоматическом режиме — круглосуточно. На остальных же по старинке работают лаборанты — с выходными и перерывом на сон. Предприятия-нарушители этим пользуются и стараются гадить по ночам и в выходные дни.

Как сообщил министр, к 2013 году для Омска купят ещё две стационарные автоматические станции. Одну из них поставят возле ТЭЦ-5, вторую в Кировском округе. Лебедев уверен, что десять станций вполне достаточно для Омска. Между тем ещё лет двадцать назад таких наблюдательных пунктов было порядка двадцати. Беззубость природоохранных служб не помешала Николаю Лебедеву высказаться за строительство кремниевого завода. В этом вопросе он сослался на позитивный опыт западных стран. Любопытно, а согласились бы на строительство потенциально опасного предприятия западные экологи, обладай они маломощным контрольно-надзорным аппаратом наших природоохранников?

Кстати

Штрафы и компенсационные выплаты за загрязнение окружающей среды ничтожно малы Если суд докажет причастность ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» к «августовскому снегу», пред приятие заплатит от 20 до 100 тысяч рублей. За выброс тонны аммиака компенсация составляет всего 52 рубля, за сжигание тонны неэтилированного бензина -1,3 рубля. За вывоз и размещение отходов 5-го класса — 40 копеек. За загрязнение окружающей среды платят только пять процентов действующих предприятий. В прошлом году общая сумма выплат составила всего 107 миллионов рублей. Почти половину этих средств внесла ТГК-11. Всего 5 процентов действующих предприятий Омской области платят за загрязнение окружающей среды. Остальные 95 процентов игнорируют природоохранное законодательство, текущем году Минприроды получило только пять решений судов о приостановлении источников вредных выбросов в атмосферу.

*По данным Росприроднадзора, Роспотребнадзора, ГУ МЧС, СМИ