КАРТОЧНЫЙ ФОКУС

КАРТОЧНЫЙ ФОКУС

Омичи все чаще становятся жертвами хищений денежных средств с электронных банковских счетов

Декабрь 2011 года стал печальным месяцем для 89 омичей:
нежданно-негаданно у них с банковских карт исчезли деньги. У одних скромные суммы — по 4-5 тысяч рублей, у других гораздо больше — по 200 тысяч. И посыпались заявления в полицию…

Спецтерминалы

Когда следователи седьмого отдела полиции Омска проанализировали все заявления, выяснилось, что все потерпевшие являлись клиентами омского филиала иногороднего банка и пользовались терминалами, расположенными в трех точках — на ул. Красный Путь, ул. 10 лет Октября и у железнодорожного вокзала. После предварительной проверки заявлений в феврале 2012 года по данным фактам были возбуждены уголовные дела по ч.2 ст. 158 УК РФ — «Кража с причинением значительного ущерба».
В ходе расследования было установлено, что похитители денег воспользовались накладками на терминалы электронных считывающих приспособлений — скимминг-устройств. Информация, считанная с омских банкоматов, была передана за тысячи километров от нашего города — в Рсстов-на-Дону. Там неизвестные лица изготовили дубликаты карт и с семи терминалов сняли сбережения омичей. В общей сложности причиненный ущерб превысил 1,5 миллиона рублей.

В мае этого года с деятельностью скимминг-похитителей столкнулись следователи девятого отдела полиции. На этот раз следы злоумышленников вели в Москву. С заявлением обратилась 42-летняя омичка:

Я находилась в Омске, как вдруг стали поступать смс-сообщения через мобильный банк о списании денег со счета… — голос женщины дрожал от волнения- И указано, что деньги сняты в банкоматах Москвы! Но я-то в Омске?!

Никому карточку не передавали? Никто из родственников в Москву не выезжал? — стали уточнять возможные варианты следователи.

Нет, не выезжали и карточка мной.

Списали все сразу или частями?

Сначала 10 тысяч рублей, затем еще 10, потом несколько раз по 15 тысяч…

Как выяснилось в ходе расследования, буквально в течение 20 минут потерпевшая лишилась 89 тысяч рублей.

Почти по такому же сценарию в марте этого года исчезли деньги у владельца банковской карты омского филиала другого иногороднего банка: в три приема в течение одного дня было снято 58 тысяч рублей. В смс-сообщениях, полученных по мобильному банку, значилось, что деньги снимались в банкомате, расположенном на ул. Красный Путь.

Раскрывать и расследовать подобные уголовные дела крайне сложно, учитывая «электронную» специфику, массовость потерпевших, обналичивание средств в других регионах. Потому каждый нюанс имеет значение. И прежде всего — время обращения потерпевших. В двух последних случаях заявители пошли в полицию спустя несколько месяцев после случившегося: женщина — через полгода, мужчина — через три месяца. Потерпевшие почему-то сначала решили обратиться в правления банков…

По всем уголовным делам проходит множество свидетелей (общее количество только в связи с уголовным делом по Ростову-на-Дону составляет около ста человек), направлены различные запросы в банковские учреждения, проводятся фиксации смс-сообщений, изучаются видеозаписи у омских банкоматов, а также проводится комплекс других следственно-оперативных мероприятий. Будем надеяться, что злоумышленники не уйдут от ответа.
Обман по телефону

С марта по май 2012 года в следственных подразделениях городских отделов полиции возбуждены четыре уголовных дела (три — в Октябрьском, одно — в Советском) по фактам хищений, случившихся после получения клиентами разных банков устрашающих смс-сообщений. Якобы был взломан пин-код и для защиты банковской карты необходимо совершить определенные действия через конкретный банкомат. Доверчивые владельцы даже не усомнились, что эсэмэски пришли из банков, и поспешили к указанным терминалам. В итоге с их карточек исчезла вся наличность — в общей сложности жители Октябрьского округа потеряли 128 тысяч, а Советского — 65 тысяч рублей. Но что стоило хотя бы позвонить в банк где получали карточку?..

В одном случае жительнице Советского округа позвонили по телефону: злоумышленник, представившись сотрудником банка, сообщил, что ее карта заблокирована и для разблокировки надо выполнить ряд действий в определенном банкомате. А чтобы при этом средства не пропали, необходимо сначала перевести их с карты на другой счет. Она строг: выполнила инструкцию и… лишилась 480 тысяч рублей.
Жертва доверчивости

Следственным отделом ОП №8 УМВД России по городу Омску по данному факту в мае 2012 года было возбуждено уголовное дело, — говорит начальник СУ УМВД России по г. Омску Александр Литвинов. — В процессе расследования выяснилось, что потерпевшая сама проявила поистине преступную беспечность. Терминал был расположен в офисе отделения банка, а женщина, имея свои бизнес и, соответственно, хорошо разбираясь в современных реалиях, не только не захотела обратиться к сотрудникам банка, но даже более того — отказалась от предложенной ими консультативной помощи.

Администратор зала, видя, что клиентка долго занимается операцией у банкомата и за ней собралась очередь, подошла с вопросом:

Не надо ли помочь?

Я все знаю сама, — последовал ответ. — Лучше направьте очередь к другому терминалу…

А когда через некоторое время владелица якобы заблокированной карты подошла к сотруднице банка с претензией, что карта не функционирует и на ней нет денег, то с удивлением узнала, что из банка ей никто не звонил и инструкций по переводу денег на другой счет не давал. Она попросту перевела деньги мошенникам…

КСТАТИ

В Омске за последние полтора года следственными подразделениями городских отделов полиции возбуждено порядка 30 уголовных дел по фактам хищений денежных средств с электронных банковских счетов (банковских карт).

По сравнению с 2011 годом количество возбужденных уголовных дел за 6 месяцев 2012 года увеличилось почти вдвое. Среди потерпевших омичей — клиенты банков ОАО «УРАЛСИБ», «Плюс-банк», «Сбербанк», «ОТП-Банк», «ВТВ-24» и других.

Следственное управление УМВД России по Омской области рекомендует всем владельцам банковских карт:

быть внимательными при снятии денег через банкоматы, скрывать от посторонних глаз набираемый пин-код,

не реагировать на смс-сообщения и телефонные звонки, поступившие якобы от лица банка, и все вопросы решать только посредством личного обращения в отделения банков,

в случае несанкционированного снятия средств с вашей карты незамедлительно обращаться в органы внутренних дел — оперативность действий дает больше шансов для раскрытия преступления и может уберечь других клиентов от хищений.