Лев Пантелеймонович, в журнале «Бизнес-курс» был опубликован ваш очень эмоциональный материал «Как театр попирает славу Победы 1812 года». Чем вызвано ваше недовольство омскими театрами?
Я и не думал специально сосредотачивать внимание на Отечественной войне 1812 года. Это лишь частный случай. Похожая ситуация сложилась и с освещением в театрах событий Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов. В названных в статье театрах: драматическом, ТЮЗе и «Пятом» идёт, на мой взгляд, искажение сути войны и памяти о ней. Более того, эти и многие другие театры умышленно искажают наше национальное самосознание, нашу историческую память.
Из-за чего это, по-вашему, происходит?
В самом общем плане это следствие глобализации. Во всём мире сейчас идёт процесс уничтожения всех национальных особенностей и религий. В конечном счёте должна остаться только одна общемировая религия. В разграбленной и униженной стране, в которой откровенно осуществляют геноцид её коренного населения, нет и не может быть высокой культуры, искусства и театра.
Как называется эта религия?
Это «религия» антихриста и «новый мировой порядок», обозначенный на однодолларовой купюре США. Почитатели, поклонники и исполнители этой «религии» есть в каждой стране. Можно сказать, что это антинациональные, антирусские силы, но их действия угодны нашему руководству.
Вы имеете в виду руководство страны?
Да, процесс глобализации идёт из Кремля. Конкретные примеры этого есть и на местах. Посмотрите хотя бы на бывшего художественного руководителя академического театра драмы Евгения Марчелли — человека очень одарённого. Я его критикую, но признаю, что у него есть художественное воображение и недюжинные способности. Однако Марчелли — интернационалист (глобалист по-современному) и рьяно служит дьяволу.
Вы сторонник теории заговора?
Слово «заговор» здесь неуместно. Существование масонских лож давно описано и доказано. Ещё Борис Ельцин был принят в масоны на Мальте. Его фото с мальтийским орденом были опубликованы в СМИ. Масонами числится большая часть современной «элиты».
Давайте всё-таки вернёмся к теме театра. Не исключаете, что вы просто не понимаете гениальный замысел режиссёров описываемых вами спектаклей?
Исключаю. Ничего там гениального нет, а если и есть какие-то потуги, то это вредные вещи. В спектакле «Пятого театра» 2010 года «Тридцать три обморока» режиссёр Олег Юмов хотел отразить именно 33 степени масонства. Любимой темой режиссёров стал приём в масоны. Этот обряд вставляют в спектакли по пьесам, которые не имеют никакого отношения к масонству. В том же «Пятом театре» идёт спектакль «Женитьба», где подробно показан приём в масоны: у героя в тёмном помещении оголяется нога, происходит укол до крови и обязательно звучат три удара.
В спектакле Олега Юмова вам также обидно за Александра Первого, чей портрет швыряют на пол, но ведь император в молодости и сам был принят в масоны.
Ну и что? В масонах побывали и Пушкин, и Кутузов. Внешне масонство привлекательно, но это очень опасное дело. Александр Первый запретил масонские ложи, когда понял, насколько это вредное течение. Наши офицеры набрались во Франции подобных идей вроде конституции, что и вылилось в восстание декабристов, враждебное самодержавию, православию и русскому народу.
Каким, по-вашему, должен быть настоящий театр?
-Театр и кино должны быть национальными и нравственным. Для этого руководители должны быть патриотически настроены. Судя по Омску, таких нет, и сомневаюсь, что в ближайшее время появятся. Поставь меня или кого-то другого на пост министра культуры области — и что получится? Неизвестно. Потому что со всех сторон на тебя пытаются давить СМИ и властная верхушка. Человеку просто свяжут руки. Сейчас над традиционными для России спектаклями смеются. Называют их рутиной.
Например?
Так происходит с театром «Галёрка», где художественным руководителем является Владимир Витько. И именно этот театр остаётся без собственного здания.
Так всё-таки на что должен ориентироваться современный театр?
Он должен быть таким, каким был всегда в России. Это] театр Станиславского, Немировича-Данченко, Суворина, Соломина и им подобных. Направленность должна быть именно такой, сценические же средства могут как угодно прогрессировать и совершенствоваться. Современный театр не должен вредить нации. Хотя именно это сейчас пропагандируется и насаждается с самого верха.
Как можно контролировать расходование бюджетных средств в театре? Как не допустить, чтобы деньги налогоплательщиков не шли на постановку бредовых спектаклей, отбивающих всякое желание ходить в омские театры?
Пока не будет достойных руководителей культуры, а их приход зависит от общественно-политического климата в стране, который всё ухудшается, это будет невозможно. У нас министром культуры области стал бывший директор академического театра драмы Виктор Лапухин. При нём за одиннадцать лет в этом театре был поставлен целый ряд возмутительных, на мой взгляд, спектаклей. Чего тогда от Лапухина можно ждать? Есть ещё режиссёры, на спектакли которых не стыдно пойти с детьми или родителями, но таких не ставят министрами и не приглашают на пост директоров театра, не награждают «Золотой маской».
Досье
Лев Пантелеймонович Степаненко, обозреватель журнала «Бизнес-курс». Родился 7 ноября 1940 года. Окончил в 1962 году СибАДИ по специальности «автомобильный транспорт», в 1968 году — философский факультет Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова по специальности «этика и эстетика». Преподавал философию в ОмГТУ. Театральный критик. Доктор естественных наук, профессор Российской академии естественных наук. Действительный член Русского географического общества.