На заседание регионального парламента 29 ноября депутаты пригласили председателя РЭК Омской области Константина МАРЧЕНКО, надеясь услышать от него ответы на многочисленные вопросы избирателей по поводу тарифов на общедомовые нужды (ОДН).
Напомним, что в ноябре текущего года прокуратура внесла в адрес РЭК представление, в котором потребовала устранить нарушения, допущенные при расчете нормативов потребления услуг горячего и холодного водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды.
Первыми на МАРЧЕНКО набросились коммунисты. Лидер фракции КПРФ Андрей АЛЕХИН поинтересовался, почему выставлен тариф на услуги, которые, по сути, в большинстве домов не предоставляются, — горячая и холодная вода, расходуемая на общедомовые нужды, а также водоотведение по ОДН.
Мы руководствовались постановлением правительства РФ, — был краток Константин МАРЧЕНКО.
Старший по дому пришел и говорит, что столько воды, сколько у них в доме насчитали на ОДН, достаточно, чтобы наполнить бассейн размером 20 метров на 30 метров и два метра глубиной. Когда будем приглашать депутатов купаться? — не удовлетворился ответом АЛЕХИН. К нему присоединился и депутат Виктор ЖАРКОВ, рассказавший, что в одной из омских многоэтажек расход воды на общедомовые нужды составил 442 литра с квадратного метра. Председатель РЭК в ответ заявил, что собственники должны были оборудовать свои дома общедомовыми приборами учета и тогда проблем бы не было: по его словам, от домов, оборудованных такими приборами, ни одной претензии не поступило.
Депутат Владимир ПУШКАРЕВ поинтересовался, почему тарифы на тепловую энергию на селе выросли в два-три раза.
— Основные котельные, которые показали рост тарифов, мазутные. Цена на мазут не регулируется государством. По сколько Сибнефть выставила, по столько его купили и заложили в тариф. При этом если раньше котельная отапливала всю деревню — промышленные предприятия, школу, больницу, дома, то после перевода части объектов на газ объемы выпуска мазутной котельной сократились, а котел остался, и он несет по-прежнему затраты, и РЭК приходится в полном объеме учитывать зарплату операторов котельной, — пояснил МАРЧЕНКО.
И все же, каково ваше видение выхода из этой ситуации? Многие котельные уже работают полностью на газе, а тариф как был, так и остался высоким, — продолжил ПУШКАРЕВ.
В настоящее время Минприроды и минпром при привлечении заинтересованных организаций рассматривают способы перевода котельных в северных районах области с мазута на продукцию лесопереработки — на дрова, на щепу, на все остальное. Можно просчитать логистику перевозки древесных отходов и возить их в другие районы области. Плюс в Таре разрабатывается вопрос по строительству ТЭЦ на торфе. Это основные направления работы по снижению тарифов, — отвечал председатель РЭК.
Какой орган отвечает за сбор и анализ информации о размере платы за коммунальные услуги, а также информации о фактическом объеме оказанных услуг? -спросил депутат Алексей ПРОВОЗИН.
МАРЧЕНКО заметил, что этот вопрос ПРОВОЗИНА у него есть в письменном виде, и, помимо озвученного, он там интересуется, не классифицируются ли действия организаций, взимающих плату за услуги, которые не были оказаны, как необоснованное обогащение. «Вопросы по необоснованному обогащению решаются в судебном порядке согласно ГКРФ», — сам себе ответил МАРЧЕНКО, проигнорировав таким образом вопрос ПРОВОЗИНА об органе, ответственном за анализ информации. Однако последнего поддержал спикер ЗС Владимир ВАРНАВСКИИ:
То на чердаке пол моют, то в подвале крышу чинят, понимаешь ли. Я к тому, что многие услуги действительно надуманны! И вопрос здесь не только в тарифах, не только к РЭК. Я предлагаю создать рабочую группу, в которой и просмотреть все вопросы по нормативам, по эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства в целом.
Под занавес обсуждения возможность задать свои вопросы была предоставлена и сенатору Игорю ЗУГЕ:
Если котельная переводится с мазута на газ, тариф снижается. Не могли бы вы объяснить, почему Крутая Горка, без снижения нагрузки на котельную и имея газ в качестве топлива, сегодня получает тариф как в городе?
Очень хорошо известно, что по поводу необоснованности тарифов в Крутой Горке высказался даже Верховный суд РФ, снова ушел от ответа МАРЧЕНКО.
Я думал, вы скажете, что сегодня ничего не мешает в городе перейти на индивидуальный тариф на тепловую энергию от каждого теплоисточника. Закон нам это разрешает. А то одна котельная требует такую сумму, другая в несколько раз выше, а делится это на всех жителей, — заметил ЗУГА. На это МАРЧЕНКО пояснил, что если работать по индивидуальному тарифу, то в отдельных котельных тариф подпрыгнет в разы.