ДОРОГА — ТОЛЬКО ДЛЯ ПЬЯНЫХ?

Корреспонденты «ОП» попытались найти в Омске место для прогулок на свежем воздухе

С некоторых пор жители нашего города и его гости прогулкам на свежем воздухе предпочитают иные, более доступные виды досуга. И вовсе не потому, что боятся сибирских морозов. Просто в зимнее время года так называемые пешеходные зоны становятся для горожан практически недоступны. Их в нашем городе и без того раз-два и обчелся, и если летом там хоть какой-то порядок поддерживают, то зимой нога коммунальщика практически не ступает.

Зеленый остров традиционно называют местом массового отдыха горожан. Вот только гулять здесь в последнее время опасно для жизни. Если зайти в эту парковую зону не с центрального входа, а со стороны улицы Кемеровской, то в этом месте на себя обращают внимание железобетонные блоки, служащие препятствием для проезда автотранспорта на территорию парка. Это искусственное препятствие дополнено и соответствующим запрещающим дорожным знаком. Между тем «кирпич» водители всерьез не воспринимают, а в бетонном ограждении с недавних пор появилась большая прореха. Никто не знает, кто и зачем отодвинул один из лежащих блоков и тем самым обеспечил машинам сквозной проезд непосредственно через парк. Впрочем, на этот счет есть одно предположение: разгородили проезд специально для того, чтобы автовладельцы могли избежать встречи с сотрудниками ДПС после посещения расположенных поблизости питейных заведений. Недаром эту тайную дорогу в народе окрестили «пьяной», ведь по ней абсолютно беспрепятственно можно проехать в любое время суток и не попасться на глаза служителям правопорядка. Что касается пеших граждан, то вот как раз они-то всерьез опасаются того, как бы не угодить под колеса и не завершить прогулку на больничной койке.

Не лучше дело обстоит и на одной из центральных магистралей Левобережья — улице Лукашевича. Когда эта часть городской территории только начинала застраиваться, здесь был разбит сквер: высажены деревья, в том числе хвойных пород, заасфальтированы дорожки, установлены скамейки и проведено освещение. И вот прошли годы, и это место для прогулок изменилось до неузнаваемости. Скамейки исчезли, от освещения остались лишь ржавые столбы, а дорожки наглухо заметены снегом. Поэтому и не видно здесь ни мам с колясками, ни прочей гуляющей публики. Лишь глубокие сугробы да пустые пивные бутылки.

А про окраины города и говорить не стоит. В поселке 40 лет Октября была своя пешеходная зона. Собственно, это был настоящий природный парк, разместившийся в березовой роще, где любили проводить время местные жители. Теперь же роща превратилось в зону бедствия и место несанкционированных свалок.

Мы не раз обращались и в окружную, и в городскую администрации с просьбами навести здесь порядок, но так ничего и не добились. Мало того, нам так и не удалось выяснить, кому же принадлежит роща и кто несет ответственность за ее содержание. А уникальный уголок все больше продолжает погружаться в горы нечистот. Недавно у нас гостила родственница из Белоруссии. Она была поражена таким безответственным отношением омичей и властей города к этому уголку живой природы, — рассказала Ирина Лукина, одна из жительниц этого микрорайона.

И таких бесхозных, всеми заброшенных и забытых уголков в Омске великое множество. Пешие же прогулки, похоже, становятся доступными только для пьяных -им и море по колено, снег — тем паче не преграда. А снега в этом году уже выпало с избытком.

МНЕНИЯ

Альберт КАРИМОВ, Заслуженный архитектор России:

В миллионном городе пешеходные зоны необходимы как пространство общения Они должны быть центром притяжения людей. И не просто тем. местом, где можно прогуляться с детской коляской. Здесь необходимо размещать объекты, связанные с обслуживанием населения.

Возьмите центр нашего города. Сегодня, к сожалению, он пуст. И в то же время там есть места, где люди привыкли собираться. Допустим, район Центрального пляжа, и эту пешеходную зону вполне можно обыграть. Еще один прообраз пешеходной зоны — улица Спартаковская. Но прежде ее нужно обустроить. Равно как и Иртышскую набережную. Чтобы она по-настоящему стала пешеходной зоной, где люди .могли бы заниматься спортом, там нужно устроить систему переходов и наполнить объектами обслуживания.

Естественно, что и спальные районы необходимо насыщать пешеходными зонами Сегодня там людям просто некуда выйти А хорошо озелененные, с плиточным тротуарным покрытием, с теми же объектами обслуживания пешеходные зоны могли бы компенсировать то, чего нам сегодня так не хватает — соседские связи Они могли бы стать местом знакомств и местом общения. Это как раз то, что называется социальным аспектом городской архитектуры. Создание пешеходных зон велосипедных дорожек, бульваров и скверов должно быть вписано отдельной строкой в план подготовки празднования 300-летия Омска. Пока же идея создания пешеходных зон реализуется в нашем городе недостаточно активно.