Олег Николаевич, ещё 14 декабря Госдума во втором чтении должна была рассмотреть законопроект «Об образовании», но вопрос отложили до 18 числа. В своих выступлениях вы говорили, что лучше станет законопроект, но не сам закон. В чём парадокс?
Законопроект должен был стать лучше, поскольку хуже первого чтения представить себе что-либо трудно. Получили одобрение наши предложения по образованию инвалидов. Однако в тексте закона будет больше шагов назад, чем вперёд. По новому закону образование будет объявлено государственной услугой. От того, что к слову «услуга», вызывающему раздражение всего образовательного сообщества, прибавлено слово «государственная», мало что меняется.
Почему?
В результате принятия нового законопроекта дети-сироты потеряют право на внеконкурсное поступление в высшие учебные заведения, педагоги — право на выплату на методическую литературу, доктора и кандидаты наук — надбавку за учёную степень и т. д.
Многих родителей волнует вопрос религиозного образования и воспитания в школе.
Думский комитет был готов принять наши поправки, связанные с факультативной основой религиозного образования в государственной школе. Также поправки были направлены на то, чтобы частные учебные заведения не могли бесконтрольно вводить у себя религиозный компонент.
Представители Русской православной церкви с вами не согласятся.
Я напомнил бы нашим коллегам из РПЦ, что может получиться как у Черномырдина: хотели как лучше, а получилось как всегда. Вольно или
невольно мы можем создать условия для религиозного образования в духе Талибана (исламское движение, правившее в Афганистане с 1996 по 2001 год — ред.). В любом случае, после того как представители правительства и администрации президента поработали с руководством думского комитета, 6 декабря наши поправки по религиозному образованию и воспитанию были отклонены.
Отрицательный отзыв получили не только эти поправки.
Правительство заняло жёсткую позицию, и комитету по образованию пришлось сделать четыре шага назад. Положение о том, что средняя заработная плата педагогов должна быть не ниже средней по региону, отнесено теперь только к работникам муниципальных учреждений, прежде всего к учителям. Других педагогических работников оно больше не касается. Оказались лишены льгот по оплате коммунальных платежей сельские учителя, вышедшие на пенсию. Наконец, исключено положение действующего закона о том, что родительская плата за присмотр и уход в детских садах не должна составлять более 20 процентов от реальной цены. Думаю, таким способом хотят быстро решить проблему детских садов. Теперь люди будут просить снять их с очереди, потому что платить за детские сады придётся значительно больше. Закон не включает положений указа президента № 599, согласно которому зарплата вузовских преподавателей должна выйти на уровень двух средних по региону — хотя бы к 2018 году. Видимо, правительство не уверено, что сможет выполнить этот указ.
— Получается, что новый закон об образовании лучше вовсе не принимать?
— Государственная дума упустила свой шанс. Законопроект не обеспечит научно-образовательного прорыва. Понятно, что жить долго на нефтегазовой игле невозможно и требуется качественно новый уровень человеческого потенциала и высоких технологий. Ни того ни другого новый закон не обеспечит. Он будет исключительно рамочным. Говоря попросту, пустым. В тексте как было, так и осталось около 150 отсылочных норм. Например, есть статья про стипендии, однако из неё невозможно узнать ничего, кроме того, кем эти стипендии устанавливаются. Примерно такая же ситуация в отношении питания, учебников, образовательных кредитов и других социальных гарантий.
Сменим. Коснётся ли простых россиян принятие США скандального «списка Магнитского»?
Рядовым гражданам России бояться нечего, счетов за границей у них всё равно нет. Выражать солидарность с чиновниками, которых «список Магнитского» касается, мне не очень хочется. Как ни странно я разделяю позицию Александра Лукашенко. Президент Белоруссии считает, что нам опасаться нечего. Просто не надо хранить деньги на Западе, их надо вкладывать в российскую экономику.
Ответ на закон о «списке Магнитского» получил имя Димы Яковлева — ребёнка, погибшего в машине на солнцепёке в штате Вирджиния по вине своего приёмного отца.
Очевидно, что повинные в смерти Димы Яковлева вряд ли имеют счета и учат своих детей на территории России. Я не буду голосовать за ответ Госдумы на «список Магнитского». Это несолидно.
Сейчас принято говорить, каким замечательным получилось послание президента. Госдума уже готовит несколько законопроектов по итогам выступления Владимира Путина. Какие впечатления от послания остались у вас?
Мне нравится то, о чём говорит Владимир Владимирович, но, увы, реальные действия власти сильно расходятся со словами. Мы видим это даже на примере законопроекта об образовании. Путин говорил, что пора перестать рассматривать образование как услугу и что каждая семья должна иметь по три ребёнка. И тут же появляется законопроект, приравнивающий образование к услугам и повышающий плату за детские сады.
В народе бытует мнение, что хорошему президенту не дают проводить нужную политику злые приспешники.
В народе такое мнение бытует с XVII века. Ещё казаки Стеньки Разина считали, что царь хороший, а бояре плохие. Уверяю вас, что российская конституция суперпрезидентская. Для исполнения того, что заявляется в послании Федеральному собранию, полномочий у главы государства более чем достаточно.
Досье
Олег Смолин, депутат Госдумы. Родился 22 января 1952 года. Окончил в 1974 году Омский педагогический институт, В 1990 году избран депутатом Съезда народных депутатов РСФСР. В 1993 году избран членом Совета Федерации. В1995 году впервые избран депутатом Госдумы. Доктор философских наук, профессор. Член-корреспондент Российской академии образования, академик Академии гуманитарных наук и Академии педагогических и социальных наук. Первый заместитель председателя думского комитета по образованию.