КАК СТРАУС СТАЛ СИБИРЯКОМ

В Омской области появилось новое направление птицеводства

Настоящий африканец

В Цветнополье разводят черных африканских страусов. По словам заведующей отделом кормления Сибирского НИИ птицеводства Натальи Мальцевой, в других фермерских хозяйствах встречаются еще страусы эму. Но они, как замечает Мальцева, «ненастоящие». Весит взрослый эму всего 50 килограммов, поэтому менее прибылен.

Про африканского черного страуса можно рассказать много интересного. Так, он живет 70 лет. Из них ДО лет сохраняет способность к воспроизводству. Правда, как говорит фермер Александр Мейер, надо еще найти такую пару, которая была бы готова давать потомство до такого возраста. У него в хозяйстве наиболее перспективна в этом отношении пока одна семья, где самка второй год сама высиживает яйца, и уже высидела 14 птенцов. Остальной молодняк получен с помощью инкубатора.

В день взрослому страусу нужно около двух килограммов комбикорма. Растет птица хорошо и быстро. Молодежь, выведенная этим летом, уже двухметрового роста. В рацион страусов фермер включает ячмень, овес, сою, бобы и различные премиксы, витаминные добавки. На будущий год планирует построить овощехранилище, чтобы разнообразить рацион птицы с помощью овощей. Страус вообще считается птицей травоядной, но глотает все, что попадется на его пути: червяков, гвозди, палки, камни. Последние, как утверждают специалисты, попадая в его желудок, помогают пищеварению.

Мода или выгода?

В России в последнее время чуть ли не бум страусоводства. Страусиные фермы, судя по публикациям в Интернете, растут как грибы после дождя. В Сибирском НИИ птицеводства считают: это увлечение вызвано прежде всего модой на здоровое питание.

Дело в том, что мясо страуса -одно из самых диетических. В нем практически нет холестерина и очень низкое содержание жира, а вот белка и микроэлементов, Наоборот, много, — говорит заведующая отделом кормления СибНИИП, кандидат сельскохозяйственных наук Наталья Мальцева.

Высоко ценятся и страусиные яйца, кожа, а также жир, когти. Вообще все продукты страусоводства идут в дело. Не случайно эта отрасль считается одной из самых высокодоходных в сельском хозяйстве.

Так что, думаю, она будет дальше развиваться, — уверена Наталья Мальцева.

Интерес к птице из Африки проявляют и омские сельхозтоваропроизводители. В СибНИИП мне назвали четырех таких фермеров, подчеркнув, что это лишь те, кого курирует институт.

По одному из названных адресов — в село Цветнополье Азовского района — мы с Натальей Мальцевой и отправились.
Сосульки на бровях

Страусиное хозяйство фермера Александра Мейера расположилось за околицей, среди березовых колков. Чисто внешне ферма ничем не отличается от хозяйств другой специализации. Пара деревянных сараев да площадки для выгула поголовья, огороженные забором из набитых на столбы трех рядов досок. Вот и все.

Александр Мейер поясняет: страусы и не требуют каких-то особых условий. Они прекрасно себя чувствуют в сибирские морозы, переносят их даже лучше, чем жару. Летом предпочитали отсиживаться в тени сараев, гулять выходили только вечером. В эту зиму, в самые холода, фермеру, правда, пришлось включать в помещениях калориферы, чтобы воздух был только чуть-чуть теплым, а то на бровях у птицы сосульки висели. В прошлую зиму сараи совсем не обогревались.

В холодное время года страусы до обеда находятся в помещении. Когда становится теплее, хозяин выпускает их на прогулку, которая длится часа три. Мы приехали как раз в то время, когда по расписанию у обитателей фермы был моцион. Сан Саныч открыл засов на воротах. И диковинные птицы, выбежав наружу, принялись стремительно гонять по вольеру, наслаждаясь свежим воздухом и скоростью.

«Гадкий утенок»

Спустя несколько минут все сгрудились возле нас, с любопытством разглядывая людей. Признаюсь, несмотря на то что находились страусы по другую сторону забора, стоять рядом с огромной птицей (уже к двум годам «африканцы» достигают в высоту 2,5 метра) было страшновато. Хотя морда у нее по-детски наивная и удивленная. Большие выпуклые глаза, обрамленные длинными ресницами, маленькая головка, покрытая пушком, и длинная, как бы беззащитная шея напоминают мультяшного гадкого утенка. Но кто знает, что у этого чуда на уме?

Сан Саныч успокоил: страусы не агрессивны, но любопытны, поэтому стремятся все подряд попробовать «на клюв». Во время нашего разговора его куртку буквально раздергивали туда-сюда. Особенно нравились подопечным блестящие язычки молний.

По словам фермера, щипаются страусы не сильно. Гуси и индюки делают это гораздо больнее. Но вот чего следует опасаться, так это страусиного пинка. Ноги у африканца очень сильные, и бьет он ими, как заправский каратист. Правда, в практике Сан Саныча таких случаев пока, по счастью, не было. Но был эпизод, который говорит: и самое миролюбивое существо можно вывести из себя.

Каждую неделю по выходным к Александру Мейеру привозят туристов. Одна городская фирма разработала туристический маршрут по Азовскому району и включила в него страусиную ферму. Туристы любят бегать, резвиться прямо в вольере, чуть ли не пытаются сесть на страусов верхом. И вдруг один начал быстренько продвигаться к выходу: «Ой, все, я, пожалуй, пойду».

Смотрю, — говорит Сан Саныч, — а самец, который рядом, раскрыл клюв и встал на дыбы.

На человеческом языке это, очевидно, называлось «теперь берегись».

Вообще, страусы подвержены стрессам. Например, если хозяин всегда ходит в белом халате, а потом вдруг придет в черном, то птицы его не узнают и начнут беспокоиться.

Нам довелось увидеть, как это происходит. В сарае для самых маленьких молодая самочка при виде группы людей начала бегать по кругу, взмахивая крыльями и вскинув голову с раскрытым клювом. Потом привыкла и успокоилась.

Медленно, но верно

В свое время, когда в селе не стало работы, Сан Саныч задумался, что дальше делать. Животноводством по возрасту заниматься уже сложно. Вот и решил попробовать себя в том, что пока является для Сибири экзотикой. Начинал шесть лет назад с трех семейных пар. Сейчас у него уже больше тридцати голов птицы.

Каждый сходит с ума по-своему, — подтрунивает он над собой.

Стартовал Александр Мейер буквально с нуля. Сам построил в чистом поле сараи, вольеры. Говорит, те, кому посчастливилось купить готовые помещения заброшенных ферм или МТМ, продвигаются гораздо быстрее. У него о прибыли пока речи не идет.

Брал годовалых птиц, — рассказывает он. — Потом два года ждал, пока они достигнут репродуктивного возраста.

Сейчас первому поколению молодежи два года. То есть только еще через год они начнут нестись. Вот тогда, по расчетам фермера, уже пойдет какая-то отдача.

Сан Саныч думает делать бизнес в основном не на яйце и мясе, а на продаже молодняка и племенной птицы. Говорит, спрос на них огромный. Если сейчас постараться выполнить все заказы, то в сарае станет пусто.

Получается, со временем страусоводство может вытеснить другие мясные направления сельхозпроизводства: свиноводство, скотоводство? — любопытствую я.

Ну что вы, — смеется Сан Саныч. — Как без сала-то в Сибири?

И уже серьезно добавляет, что в настоящий момент, поскольку отрасль новая, требуются немалые вложения. Поэтому к своей цели приходится идти медленно. Но, конечно, заниматься страусоводством есть резон. Это и физически легче, чем уход за свиньями или коровами. И экономически выгоднее. Взрослый страус весит около 150 килограммов. При разделке он дает 40 килограммов прекрасного здорового мяса.

Два страуса — это уже 80 килограммов. Одна свинья дает столько же. Но лучше двух страусов вырастить, чем одну свинью. И проще, и качество мяса гораздо лучше, — рассуждает фермер.

К нему уже обращались из омских ресторанов, обещали очень хорошую цену. Пока Александру Мейеру нечего им предложить. Но перспективы у его бизнеса, похоже, хорошие.

КСТАТИ

По данным интернет-источников, на европейском рынке филе мяса страуса стоит порядка 600 рублей за килограмм, пара обуви из страусиной кожи-«около 14000-22000 рублей. Страусиная кожа даже лучше крокодильей. Она способна служить не менее 30 лет. Шкурка только одного страуса тянет минимум на 1 м кв. кожи.

Оплодотворенное яйцо страуса, приобретаемое с целью последующего получения птенца, обходится в 2000-3000 рублей, столовое (неоплодотворенное) — в 300.

За суточного птенца, отобранного на селекционные цепи, просят 6000-7500 рублей, за 3-4-месячный молодняк — 9000-12000 рублей, за годовалого страуса — 30000, за половозрелую ищу — 75000 рублей.