АЛЕКСАНДР ФАБРИЦИУС: «ВО ВРЕМЯ ГОНКИ Я ВСЕГДА БОЮСЬ»

Один из самых популярных омских спортсменов в этом году отметит тридцатилетие спортивной карьеры

Сегодня десятикратный обладатель Кубка России по автокроссу, двукратный чемпион страны по зимним трековым гонкам, трехкратный обладатель Кубка Сибири по автокроссу, неоднократный чемпион Омской области по автомногоборью, автокроссу и зимним трековым гонкам — гость «ОП».

Два разных Фабрициуса

Александр, ты всегда элегантно одет, чисто выбрит, пунктуален. Ты — один из лучших в Омске игроков в гольф. Откуда у парня из Называевска такие аристократические манеры?

Ты забыл упомянуть, что я еще чемпион по бильярду, тоже, между прочим, достаточно аристократичный вид спорта. Секрет тут лишь один — просто я очень люблю жизнь. Ну и, конечно, это воспитание, то, что привито родителями. Я и сам впоследствии не раз повторял своей дочке: не важно, принадлежишь ли ты к так называемой «золотой молодежи» или к каким-либо другим «сливкам общества». Можно быть простой деревенской девчонкой, но при этом всегда чистой, опрятной, с искренней улыбкой на губах. И быть хорошим специалистом в том деле, которым занимаешься. А еще я очень люблю спорт во всех его проявлениях. Поэтому, чем бы ни занимался — легкой атлетикой, карате, водно-моторным спортом, автогонками или вот гольфом и бильярдом, — всегда старался быть победителем.

Ты всегда предпочитал спортивный стиль в одежде, но в последнее время твоя жизнь и карьера складываются так, что чаще приходится надевать строгий официальный костюм и галстук. Уже привык к столь радикальным переменам в гардеробе?

Помнишь историю про доктора Джекила и мистера Хайда? (Улыбается) Вот и я так же: один человек — в спортивной одежде и совершенно другая личность -когда на мне деловой костюм. Два абсолютно разных Александра Фабрициуса. Либо я автогонщик и во мне бурлит адреналин, либо я руководитель серьезной организации, обязанный принимать взвешенные, обдуманные решения. Так что каждому времени и каждой ситуации — своя одежда. Но я прямо физически чувствую, как меняюсь, облачаясь в цивильное и надевая очки, — становлюсь гораздо серьезнее.
«Моя ласточка»

По твоему мнению, автомобиль — одушевленное существо?

Да, но лишь если речь идет о моем гоночном автомобиле. Машину я называю не иначе как «моя ласточка», или «моя девочка». Никогда и никому не позволю на нем проехать даже несколько метров, для меня это что-то очень личное. Все титулы и регалии я ведь выиграл не один, мы сделали это вместе. И во время соревнований я всегда разговариваю с ней, прошу ее помочь мне победить, и машина платит мне взаимностью.

Бывает, в ходе заезда в машине что-то не так, привод захрустит, загорится красная лампочка. Я ее прошу: «Лапочка моя, пожалуйста, довези!». И тогда происходит удивительное: в Красноярске первым пересекаю финишную черту, и в ту же секунду взрывается двигатель! Я проехал за финиш всего лишь один метр, задний бампер остался за финишной лентой, но судья уже машет флажком! Мы победили, она дотерпела!

После каждого победного финиша в своей карьере я никогда не забуду шепнуть «моей девочке»: «Спасибо». И совершенно не стесняюсь публично в этом признаться. А вот обычный автомобиль, на котором я ежедневно езжу по городу, в моем представлении просто «средство передвижения» и ничего более.

На каком элитном спорткаре ты хотел бы поездить?

Во Франции я ездил на «Феррари», а несколько лет назад, в Словакии, на «Ламборгини». Да, это скорость, это комфорт, это приятно. А совсем недавно в Абу-Даби я работал судьей на этапе Гран-при «Формулы-1», довелось посидеть в легендарных болидах. Но тех ощущений, что я получаю от езды на своем спортивном автомобиле, все равно нет.

Да, у нас в автокроссе, в отличие, скажем, от ралли, скорости сравнительно невелики. Ну, скажем, километров 150 в час.

Но из-за того, что ты находишься гораздо ближе к дорожному покрытию, чем в автомобиле с более высокой «посадкой», ощущения гораздо острее! Скажу больше: я ведь еще и мастер спорта по «водномоторке», так вот там, на глиссере, когда ты в считанных сантиметрах от воды, впечатления от скорости фантастические! И никакое «Бугатти», даже при 300 километрах в час, таких впечатлений не подарит — там совершенно другое ощущение скорости. К тому же нет ветра и брызг в лицо.

Когда в последний раз тебе было страшно?

Не верьте тем спортсменам, которые, добившись успеха, говорят, что им неведомо чувство страха. Это неправда! Страх отсутствует только у безнадежно больных людей, а такие в спорте никогда ничего не добьются. Во время гонки я всегда боюсь. Другое дело, что, будучи профессионалом, я знаю, как не «улететь» с трассы, как не допустить столкновения. То есть как снизить риск до минимума, подстраховаться. При этом чем старше и опытнее я становлюсь как гонщик, тем тщательнее и серьезнее страхуюсь. Но страх все равно присутствует.

А тот, у кого страха нет совсем, как правило, заканчивает спортивную карьеру, едва успев ее начать. Успевает на первых же соревнованиях куда-нибудь очень серьезно «влететь». Это судьба всех «безбашенных». Один раз, бывает, повезет — машина «взлетела», ты проскочил, пришел первым. Но второй раз судьба тебе безнаказанно сделать так уже не позволит. Фраза*«Тормоза придумали трусы» — лозунг дураков. А звезды той же «Формулы-1» всегда говорят: «Залог успеха — вовремя затормозить»!

Заядлый болельщик

Я знаю, что у тебя есть отличная коллекция бейсболок. Как начиналась это увлечение, сколько кепок насчитывает твое собрание, есть ли самая любимая?

Я вообще склонен к коллекционированию. В детстве моим хобби, правда недолгое время, были значки, а вот потом я много лет достаточно серьезно собирал марки. Даже сейчас дома у родителей, в Называевске, хранится альбом с моими сокровищами филателии. (Улыбается) А уж когда занялся автоспортом, у меня и выбора-то особого не было. Ну что это за гонщик без бейсболки?! Так и началась коллекция, которая на сегодняшний день насчитывает 298 экземпляров. Самая дорогая для меня та, которую мне в этом году выдали на этапе Гран-при «Формулы-1» в Абу-Даби как официальному судье соревнований. На ней есть автографы русского пилота «Формулы-1» Виталия Петрова и шейха Салаима.

Ты очень занятой человек — действующий спортсмен, организатор соревнований, руководитель спортшколы, заместитель председателя отделения ДОСААФ России по Омской области. А теперь еще и заместитель министра Омской области по делам молодежи, физической культуры и спорта. Остается ли в твоей жизни время на книги, фильмы, спектакли?

Обычно люди стесняются честно ответить, что, мол, да, у меня не остается времени на книги, кино, театр. Это традиционно считается дурным тоном. Но я скажу откровенно: когда занимался спортом более активно, чем в последние несколько лет, у меня действительно порой не хватало времени на это.

Сейчас я уже не так часто выхожу на старт турниров, свободного времени у меня чуть больше, и я стал чаще бывать в кинотеатрах и на различных выставках. При каждой возможности хожу на матчи «Авангарда» и «Омички». Вот это мое! Я — заядлый болельщик! А вот читать книги, хоть немного, хоть урывками между разъездами по стране, старался всегда. А иначе почему я, по твоему мнению, так бойко раздаю интервью журналистам? (Смеется)

Счастливое число

У всех автомобилей Александра Фабрициуса в номере обязательно присутствует число 51. Мы поинтересовались: с чем это связано?

— Хотите верьте, хотите нет, но я совершенно не суеверный человек. Ни в спорте, ни в повседневной жизни. Ни черные кошки, ни разбитые зеркала, ни рассыпанная соль не доставляют мне ни малейшего беспокойства. Да и история с появлением в моей жизни этого номера 51 ни с какой мистикой не связана. В1996 году я впервые поехал на чемпионат России по автогонкам в Тольятти. На своей машине я написал номер 5. Но организаторы объяснили, что все номера из первой десятки отданы гонщикам, занявшим первые десять мест рейтинга по итогам предыдущего сезона. Так что ты, уважаемый сибиряк, должен иметь двузначный номер. Я, будучи еще студентом, заветную цифру на борту своей гоночной машины просто смастерил из кусочков скотча. Добавить цифру «1» мне в такой ситуации было гораздо проще, чем вырезать более сложные тройки, пятерки, или восьмерки. Вот так впервые на моем автомобиле и появился номер 51. Даже когда я стал лидером чемпионата России и получил право на любой номер из первой десятки, менять свой привычный и ставший почти родным 51-й не стал. И пошло-поехало. Стал брать этот номер и на свои «гражданские», назовем их так, машины. А потом дошло даже до номерков в гардеробе. Если он занят, прошу повесить мою одежду на номер 13.