Однако, точнее говоря, это был сепаратистский мятеж за отделение от России Польши, Литвы и территорий Западной Белоруссии и Западной Украины. Понятное дело, в наше время националисты придают празднованию этого юбилея однозначно антироссийский дух. Президент Белоруссии Александр Лукашенко колеблется, официального юбилея он решил не отмечать. Однако свежо в памяти то, что прошлый год он тоже не стал обозначать как юбилейный: Отечественную войну 1812 года официально было запрещено именовать «отечественной» для белорусов. Её якобы вела Российская империя, угнетающая и закрепощающая местное население.
Вот в такие моменты и проявляется водораздел между белорусской оппозицией и президентом республики. Авторитарный режим Александра Лукашенко с политологической точки зрения — не очень симпатичный. Выступающие же против него политические силы базируются на демократических программных лозунгах и теоретически выглядят намного более привлекательными. Но, выступая последовательно против политики Александра Лукашенко по всем направлениям, занимают соответственно антироссийские позиции. К сожалению, для небольших стран это — закономерность: различные политические силы ищут себе опору не только внутри страны, но и, как правило, у внешних центров политических сил. Потому и разделились белорусы не только по отношению к демократическим ценностям, но и по отношению к союзникам вовне.
Отсюда и встаёт трудная задача для российского руководства и нашего политического истеблишмента: что взять за основу при определении своих позиций по ситуации в Белоруссии. Если во главу угла поставить абстрактные политические и демократические ценности, то следует поддерживать оппозицию. Если же исходить из внешнеполитических, геополитических интересов России, то «пророссийский» (по его словам) президент Белоруссии, конечно же, нам ближе и предпочтительнее. Поддержка Александра Лукашенко ведёт Россию к снижению её рейтинга на внешнеполитической арене и даже к известной международной изоляции, но как-либо оттолкнуть его и лишить нашей помощи — не в интересах нашей страны. Такая ситуация позволяет белорусскому лидеру беззастенчиво спекулировать своим, якобы бескорыстным, дружеским отношением к России. Мы сталкиваемся порой даже с шантажом со стороны главы Белоруссии: он неоднократно «наказывал» Россию резкими критическими выпадами, если не получал требуемых преференций и льгот. Получается, что его пророссииские заявления нам стоят недёшево. Такой вот непростой белорусский узел.