С первого дня нового года проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях Омска подорожал с 12 до 16 рублей. Маршрутки продолжат возить омичей по старой цене в 13 рублей до 22 января, а потом тоже поднимут цену — до 18 рублей.
Такие цены сочла обоснованными Региональная энергетическая комиссия Омской области. 18 декабря на заседании правления РЭК было решено, что предельно допустимый тариф на проезд в муниципальном транспорте может составлять от 18 ру блей до 19,5 рубля в зависимости от ПАТП. Чтобы установить стоимость проезда ниже тарифа и сохранить льготы для студентов, школьников и пенсионеров, депутаты горсовета должны были принять решение о том, в какой сумме город будет компенсировать затраты, понесенные транспортными предприятиями. Директор департамента транспорта администрации Омска Олег ОСИНСКИЙ на профильном комитете горсовета 19 декабря предложил депутатам поднять с нового года плату за проезд сразу до 18 рублей, сообщив, что при этом из бюджета придется компенсировать затраты ПАТП в размере 322 млн рублей. В том случае, если проезд остался бы на уровне 12 рублей, размер компенсации вырос бы до 722 млн рублей. Еще одним аргументом мэрии стало то, что с повышением стоимости проезда можно будет выделить средства на приобретение новых транспортных средств, которые постепенно выходят из строя. На заседании горсовета 26 декабря депутаты проголосовали за стоимость билета в 16 рублей. Против выступили коммунисты, однако это ситуацию не спасло. Было отклонено и предложение фракции КПРФ в региональном парламенте, которая подсчитала, что область может «простить» городу в 2013 году отрицательный трансферт и целевым образом направить эти деньги на приобретение новых автобусов для городских ПАТП, избавив тем самым от необходимости поднимать цены.
С частными перевозчиками РЭК до каникул разобраться не успела, решение вступит в силу через десять дней после опубликования, и в итоге до 22 января проезд в маршрутках будет оставаться на 3 рубля дешевле, чем в автобусах. Как выяснилось на заседании 10 января, инициировали повышение стоимости проезда в маршрутках, предъявив в РЭК свои расчеты о себестоимости услуги, предприниматели ГЕВОРГЯН, ИСМАИЛОВ и СЕМЕНЮК. Перевозчиками были предложены тарифы вплоть до 26 рублей 74 копеек. РЭК перепроверила расчеты перевозчиков и сделала вывод о том, что часть указанных затрат завышена, а максимальный тариф должен составлять 18 рублей 3 копейки. Председатель совета СРО «Омские перевозчики» Владимир ГЕВОРГЯН попытался поспорить на эту тему с председателем РЭК Константином МАРЧЕНКО, заявив, что стоимость проезда в маршрутке должна составлять, как минимум, 22 рубля. «Убрав четыре рубля от наших расчетов, вы полностью убрали нашу прибыль, а также свели к нулю обновление подвижного состава. Мы не сможем обосновать в банках свою платежеспособность. Мы жили и на 13 рублях, проживем и на 18, но о приобретении новых автобусов говорить не придется», — заявил ГЕВОРГЯН. Напомним, что согласно новому порядку отбора частных перевозчиков в Омске предприниматели должны будут брать на себя обязательства по регулярной замене подвижного состава, в том числе по переходу с «газелей» на более вместительные автобусы.
Это позиция одного перевозчика. Установленный нами тариф экономически обоснован, — ответил МАРЧЕНКО на претензии ГЕВОРГЯНА в разговоре с журналистами. — Резкое повышение цены связано еще и с тем, что из-за изменений в федеральном законодательстве на перевозчиков возложен ряд затрат, связанных с установкой системы ГЛОНАСС, с обязательным страхованием пассажиров и прочим. — С предположением предпринимателей о том, что цену на проезд долго сдерживали, чтобы не вызвать социального напряжения накануне выборов, а потому и были вынуждены резко поднять, МАРЧЕНКО не согласился.